МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Выставка к 130-летнему юбилею Б. В. Асафьева

Выставка к 130-летнему юбилею Б. В. Асафьева

GOD_Logo03-01В июле (17 (29)) исполняется 130 лет со дня рождения видного отечественного музыковеда и композитора Бориса Владимировича Асафьева (литературный псевдоним Игорь Глебов). Имя этого ученого прочно вписано в историю Российского института истории искусств: Асафьев стоял у истоков создававшегося в 1919 году музыкального отдела и работал здесь до 1930 года.

В научной библиотеке Российского института истории искусств к юбилею ученого организована выставка, на которой представлены его труды, хранящиеся в библиотеке института, а также работы, посвященные жизни и творчеству. Осенью, 20–22 октября 2014 года, сектор музыки проведет Международную научно-практическую конференцию «Интонация: границы смысла», посвященную одной из основных сфер научной мысли Асафьева — теории интонации.

Его труды — «Музыкальная форма как процесс», «Симфонические этюды», «Книга о Стравинском» и многие другие — давно стали классикой отечественного музыкознания, на них воспитывалось не одно поколение ученых и музыкантов в нашей стране. Его композиторское творчество по сей день привлекает внимание современников: балеты «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» значатся в репертуаре ведущих музыкальных театров (первый идет в Большом театре, второй — в Мариинском).

Музыкальный отдел института организовывался в 1919 году, и Асафьев оказался одним из девяти профессоров, избранных комиссией под руководством А. К. Глазунова, — профессором по русской музыке. Быстро завоевав авторитет в институте, с декабря 1920 года Асафьев стал руководителем отдела истории музыки.

Годы работы в Российском институте истории искусств были для Асафьева необычайно плодотворными, здесь были созданы многие его глобальные труды. Среди них — «Симфонические этюды» (1922), которые явились, по словам самого ученого, «сводом с юных лет передуманных мыслей о поразительном явлении: о необыкновенном, за сто лет, прошедших с оперы Глинки, расцвете этого жанра в русской музыке». В начале 1920-х годов вышли две книги о Чайковском — «Инструментальное творчество П. И. Чайковского» и «Петр Ильич Чайковский. Его жизнь и творчество», — а также серия небольших монографических книг о Скрябине, Листе, Римском-Корсакове, Шопене, Мусоргском, Глазунове, где помимо портретов-характеристик затронуты различные интересующие ученого аспекты — проблемы симфонизма, традиций и новаторства, формы и колорита, речевого и музыкального интонирования и проч.

Наконец, на середину 1920-х годов приходится интенсивная работа над трудом «Музыкальная форма как процесс», а к концу десятилетия написаны «Книга о Стравинском», труд «Русская музыка», переведена и переработана книга К. Нефа «История западноевропейской музыки». В книге «Музыкальная форма как процесс» Асафьев дает свое понимание музыкальной формы как интонационной, то есть рожденной в процессе интонирования. Идеи Асафьева оказались созвучными идеям Б. Л. Яворского, высказанным еще в начале 1900-х годов,  а также Э. Курта.

Помимо интенсивной исследовательской работы, Асафьев сформировал первую в России музыковедческую школу, отдавая много сил воспитанию молодых специалистов. При непосредственном участии Асафьева и под его руководством были определены основные направления деятельности музыкального отдела института. Асафьев вел циклы лекций и семинаров по истории русской песни, народной инструментальной музыке, истории музыки до Глинки, введению в музыкальную этнографию, семинары по опере, психологии музыкального творчества.

Под руководством Асафьева в начале 1920-х годов были осуществлены исторические исследования о русской музыке конца XVIII — начала XIX века, творчестве композиторов и иностранных музыкантов, служивших в России, — Фомина, Бортнянского, А. Н. Титова, Арайи, Сарти и других. Сборник увидел свет позднее, в 1927 году, под названием «Музыка и музыкальный быт старой России (на грани XVIII и XIX столетий)».

Асафьев вовлекал молодых ученых в изучение проблем, затрагивающих философию, эстетику, теорию музыки. В 1923 году был издан сборник «De musica», в которую вошли статьи как самого Асафьева, так и молодых сотрудников — А. В. Финагина, Р. И. Грубера, Л. С. Гинзбурга, а с 1925 года под тем же названием стали выходить своего рода ученые записки разряда музыки, посвященные эстетико-теоретическим проблемам.

С начала 1920-х годов Асафьев начинает разрабатывать теорию интонации. В институтских занятиях со студентами значатся семинары «Интонационная система в операх “Каменный гость”, “Борис Годунов”, “Моцарт и Сальери”, “Женитьба”», «Интонационная система русского романса».

Еще с дореволюционных лет Асафьев проявлял интерес к русской народной музыке. В 1922 году Асафьев писал о необходимости предпринять силами разряда истории музыки экспедиции «в окрестности Петрограда и Москвы для записи частушек и сохранившихся еще старых народных песен, а также выкриков торговцев». Первой монографией, изданной в 1923 году разрядом истории музыки, стала книга «Русская народная песня» А. В. Финагина (из серии научно-популярных книг «Русская музыка») под редакцией Асафьева и ему же посвященная. Первую поездку на Русский Север (Ладожское озеро, река Свирь, Онежское озеро, Петрозаводск, Кижи, Старая Ладога) он совершил в 1925 году. В следующем году трое его учеников — А. В. Финагин, З. В. Эвальд и Е. В. Гиппиус отправились в экспедицию в район Шуньгского полуострова Заонежья.

Под руководством Асафьева осуществлялись переводы работ зарубежных авторов по истории и теории музыки — «История музыки» Г. Кречмара (перевод П. В. Грачева), «История музыки в таблицах» А. Шеринга (перевод С. Л. Гинзбурга), «Симфония от Бетховена до Малера» П. Беккера (перевод Р. И. Грубера).

По инициативе Асафьева в институте была развернута музыкально-просветительская деятельность — были организованы камерные и монографические концерты, посвященные сочинениям Бетховена, Баха, старинной музыке, современным композиторам (Щербачеву), фортепианные вечера В. В. Софроницкого, И. С. Миклашевской, Ир. Энери. В середине 1920-х годов концерты организовывались совместно с филармонией. Входя в состав художественного совета филармонии, Асафьев рекомендовал к исполнению те или иные сочинения. Благодаря деятельному участию Асафьева здесь впервые прозвучала опера «Орфей» Монтеверди, многие сочинения современных отечественных и зарубежных композиторов — Стравинского, Прокофьева, Шенберга, Хиндемита, Бартока, Онеггера, Кшенека и других.

По материалам книги Е. М. Орловой и А. Н. Крюкова «Академик Борис Владимирович Асафьев» (Ленинград: Советский композитор, Ленинградское отделение, 1984).


Опубликовано: 25 июля 2014 / Обновлено: 19 августа 2014