МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > VIII Международная научная конференция «Петербург и национальные музыкальные культуры» «Петербургское востоковедение: Музыкальные традиции народов Евразии на Великом шелковом пути»

VIII Международная научная конференция «Петербург и национальные музыкальные культуры» «Петербургское востоковедение: Музыкальные традиции народов Евразии на Великом шелковом пути»

20–22 ноября в Зеленом зале РИИИ сектор инструментоведения проводит VIII Международную научную конференцию «Петербург и национальные музыкальные культуры» «Петербургское востоковедение: Музыкальные традиции народов Евразии на Великом шелковом пути» (под эгидой VI Санкт-Петербургского международного культурного форума).

Начало изучения восточных культур в России восходит к первой четверти XVIII века — ко времени учреждения Петром Великим в 1714 году Кунсткамеры и основания в ноябре 1718 года Азиатского музея. Почти 300 лет Петербург является крупнейшим центром изучения восточных традиций, в том числе и тех, которые были связаны с маршрутами Великого Шелкового пути.

На протяжении двух с половиной тысячелетий Евразия объединяла важнейшие центры цивилизации: Китай, Индию, Центральную Азию и Европу. И все это время Великий шелковый путь был главным каналом трансляции интеллектуальных и материальных ценностей между народами и странами Азии и Европы. Мощное влияние Великого шелкового пути испытали на себе культуры народов Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Армении, Азербайджана, Ирана, Монголии, Афганистана, других стран Евразии, что способствовало сближению самых отдаленных материальных и духовных традиций. Великий шелковый путь в значительной степени предопределил развитие человеческой цивилизации. Маршруты, пересекавшие Центральную Азию и расходившиеся на юг в Индию и на запад через Иранское нагорье, к территории Средиземноморья, возникающие культурные контакты народов, проживающих на трассах Великого шелкового пути, способствовали формированию музыкальной цивилизации Евразии. Культурные обменные процессы внутри Великого шелкового пути, безусловно, представляют собой феномен всемирной истории искусства.

Программа

20 ноября

10.30   Регистрация участников

11.00   Приветственное слово:

Директор Российского института истории искусств, доктор философских наук, проф. Александр Леонидович Казин

Председатель Китайского общества Санкт-Петербурга, генеральный директор Российско-Китайского бизнес-парка, член правления Цзинаньского университета (Jinan University) , доктор экономических наук господин Чэнь Чжиган

Заведующий сектором инструментоведения РИИИ, доктор искусствоведения, проф. Игорь Владимирович Мациевский

 

11.30   Дневное заседание

Лекции:

Владимир Степанович Мясников, академик РАН, профессор, доктор исторических наук (Москва).Великий Шелковый путь

Евгений Владимирович Герцман, доктор искусствоведения, профессор, в.н.с. сектора музыки РИИИ (Санкт-Петербург). — Одна из тайн византийской музыки

 

Пленарное заседание «Музыкальные традиции народов Евразии на Великом шелковом пути»

Доклады:

Наиля Нигматовна Глазунова, кандидат искусствоведения, профессор, старший научный сотрудник сектора фольклора РИИИ (Санкт-Петербург). Музыкальные инструменты на Великом шелковом пути: Центральная Азия и Китай

Галина Валентиновна Тавлай, кандидат искусствоведения, профессор, старший научный сотрудник сектора фольклора РИИИ, член Союза композиторов Белоруссии (Санкт-Петербург).Западноевропейская наука о традиционной китайской музыке: Анна Чекановска

Игорь Владимирович Мациевский, доктор искусствоведения, профессор, зав. сектором инструментоведения РИИИ, академик РАЕН, Заслуженный деятель искусств Украины и Польши (Санкт-Петербург).  Кюй как наследие тенгрианской цивилизации

Алла Гаджи Ага кызы Байрамова, директор Государственного музея музыкальной культуры Азербайджана, доцент Западного университета (Баку), кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры Азербайджана (Баку, Азербайджан).Традиционный музыкальный инструментарий и музыка в азербайджанской поэзии

Фаик Ибрагим-оглы Челебиев, доктор искусствоведения, профессор кафедры этнокультурологии Российского педагогического университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург).  — Образ эпического героя Кероглу в азербайджанском инструментальном мугаме

Азамат Данилович Хасаншин, композитор, музыковед, дирижёр, кандидат искусствоведения, доцент Уфимской государственной академии искусств, член Союза композиторов России и Башкортостана (Уфа). Жанровая система башкирской народной песни и примеры обработок народных мелодий

 

14.30–15.00   перерыв

15.00–18.30   Вечернее заседание

Цюй Ва, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки (Нижний Новгород). — «Шелковый путь» как один из феноменов китайской музыки: прошлое и настоящее

Янь Цзянянь, аспирант Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (Китай).О периодах развития китайской музыки в ХХ веке: исторический обзор

Хуан Жун, музыкант-исполнитель, ассистент-стажёр Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова (Петрозаводск, Карелия). — Великий шелковый путь как путь развития инструментария: шен и аккордеон — опыт сравнения

Сунн Чи, музыкант-исполнитель ассистент-стажер Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова (Китай).Некоторые особенности фортепианного образования в Китае в ХХ–ХХI вв.

Пэн Иньлай, старший преподаватель института искусства Цинганшаньского университета, ассистент-стажёр Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова (Китай). Отражение традиционной культуры Китая в современной популярной музыке

Ирина Николаевна Смирнова, композитор, старший преподаватель, художественный руководитель китайских проектов Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова (Петрозаводск).Интонационные коды китайских провинций: из опыта одной концертной программы

Янь Наньцзя, аспирантка сектора источниковедения РИИИ (Китай).Режиссерские искания В. Э. Мейерхольда и пекинская опера: Блоковский спектакль, 1914

Юлия Сергеевна Овчинникова, кандидат культурологии, доцент кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва).Особенности традиционной инструментальной музыки хакасов (по материалам экспедиции 2013 г. в аалы Усть-Чуль, Отты, Нижняя Тёя и Илиморово Усть-Чульского сельсовета)

Вероника Александровна Беляева-Сачук, доктор этнологии (Ph.D.,)научный сотрудник Центра Арктических и Сибирских Исследований СИ РАН, доцент Щецинского Университета (Польша).Путешествие на бубне — традиционные шаманские музыкальные инструменты бурят

Наталья Федоровна Клобукова (Голубинская), специалист по учебно-методической работе Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, научно-творческий центр «Музыкальные культуры мира» (Москва).На перекрестке двух культур: история двух спектаклей

Захра Шейх-аль-хокамаи, художник, исследователь (Тегеран, Иран). Из истории иранского кукольного театра

Виктория Юрьевна Антипова, cтудентка кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова (Саратов).Влияние музыки Индонезии на развитие западной музыкальной культуры XX столетия

Борис Валерьевич Москвитин, композитор, музыкант-исполнитель, писатель (Санкт-Петербург).Проблема трактовки терминов в индийском музыкознании (краткий обзор и объяснение основных музыкально-философских понятий индийской раги)

 

19.00   Зеленый зал РИИИ. Исаакиевская пл., 5

Концерт черногорской музыки

 

21 ноября

Пленарное заседание «Санкт-Петербург и национальные музыкальные культуры»

 

11.30–17.30

Динара Айдаровна Булатова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург). Смычковые традиции народов Восточной Европы: тюркский след

Айшат Ахмедовна Гаджиева, хранитель коллекции музыкальных инструментов, научный сотрудник высшей категории Отдела специализированного хранения Российского этнографического музея (Санкт-Петербург). Музыкальные инструменты из собрания Российского этнографического музея: Восток–Запад

Шарипбаева Акнар Таттибаевна, музыкант-исполнитель, артист Академического оркестра казахских народных инструментов им. Д. Нурпеисовой, аспирантка сектора инструментоведения РИИИ (Атырау, Казахстан). Казахский кобыз в музейных собраниях Санкт-Петербурга

Султонали Худойбердиев, кандидат искусствоведения, профессор, зав. кафедрой истории, теории и методики музыки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова (Таджикистан).Дарвазский дутар и его место в музыкальной традиции таджиков

Елена Сергеевна Таникова, музыкант-исполнитель, соискатель сектора инструментоведения РИИИ, заведующая музыкальной частью Дома офицеров Западного военного округа Минобороны России (Санкт-Петербург).Тюркский компонент в марийской инструментальной культуре: у истоков традиции

Маргарита Ивановна Каратыгина, кандидат искусствоведения, научный руководитель Научно-творческого центра «Музыкальные культуры мира» Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (Москва).Ирано-моноголо-индо-китайские пересечения на звуковых магистралях Великого Шелкового пути

Марина Адольфовна Сень, театровед, научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург). Задачи музыки и революции: идеи А. Авраамова и теории Пролеткульта на Советском Востоке

Ольга Викторовна Колганова, кандидат искусствоведения, научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург).Экслибрис ленинградского композитора и дирижера И. Миклашевского (на материалах 1920–1930 гг.)

 

14.30–15.30   перерыв

 

Александр Борисович Никаноров, музыковед-кампанолог, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург). —  Проблемы и значение для отечественной кампанологии ранних иноязычных публикации о русских колоколах XVIII — первой половины XIX в. (Л. Эйлер, Г. Ф. Миллер, Л. И. Бакмейстер, А. Р. Монферран)

Надежда Викторовна Александрова, научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург). — Инструментальная музыка в свете космогонических представлений удмуртов

Татьяна Брославская, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории русской музыки, кандидата искусствоведения, зав. Кабинетом истории национальных музыкальных культур Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург). — Истоки и стилистика хора «Щедрик» и его современные инструментальные аранжировки

Марина Владиславовна Воинова, композитор, член Союза композиторов РФ, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры теории музыки Московской консерватории, главный редактор журнала «Музыкальная академия» (Москва). — Эстетические категории Востока в зеркале современного композиторского творчества

Алиса Анатольевна Тимошенко, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург).Архаика-авангард: этнические традиции в сочинениях композиторов Петербурга

Александр Викторович Журавский, музыкант-исполнитель, преподаватель ДМШ № 9, руководитель коллектива «Петербургские мандолины» (Санкт-Петербург).Лютня на Великом шелковом пути: барбат, квинтерна, пипа

 

19.30 Концертный зал «Шелковый путь». Большой пр, В.О., 103, павильон 6 (Ленэкспо)

Концерт камерной музыки «Золотой век Шелкового пути»

 

22 ноября

12.00–14.30   Круглый стол «Византия в межкультурных коммуникациях: Античность — XXI век»

 

14.30–15.00   перерыв

15.00–17.00   Круглый стол Музыкальные традиции народов Евразии в современном композиторском творчестве (Цикл научных мероприятий с участием современных композиторов и исполнителей «Музыка XXI века. От первого лица»

Руководитель и организатор Круглого стола — кандидат искусствоведения, зам. директора по научной работе РИИИ Дмитрий Анатольевич Шумилин

Вадим Давидович Биберган, композитор, член Союза композиторов Санкт-Петербурга, народный артист РФ, профессор кафедры оркестрового дирижирования Санкт-Петербургского государственного института культуры (Санкт-Петербург)

Марина Владиславовна Воинова, композитор, член Союза композиторов РФ, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры теории музыки Московской консерватории, главный редактор журнала «Музыкальная академия» (Москва)

Игорь Станиславович Воробьев, композитор, член Союза композиторов России, доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой музыкального искусства Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой (Санкт-Петербург)

Игорь Владимирович Мациевский, композитор, член союзов композиторов России и Украины, доктор искусствоведения, профессор, зав. сектором инструментоведения РИИИ, академик РАЕН и МАИ ООН, Заслуженный деятель искусств Украины и Польши (Санкт-Петербург)

Евгений Викторович Петров, композитор, член правления Союза композиторов Санкт-Петербурга, доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург)

Азамат Данилович Хасаншин, композитор, дирижёр, член Союза композиторов России и Башкортостана, кандидат искусствоведения, доцент Уфимской государственной академии искусств, член Союза композиторов России и Башкортостана (Уфа)

 

Стендовые доклады:

Кейван Пахлаван (тегеран, Иран). — Традиционные музыкальные инструменты регионов Ирана

Ван Лоншэн, старший преподаватель Института искусства Цинганшаньского университета (Китай).Анализ практической и функциональной ценности нематериального культурного наследия народного творчества на примере народной ритуально-драматической церемонии «Шаманские игры» (уезд Чжэньсюн, провинция Юннань)

Лиан Вэй, Се Линьлин, старшие преподаватели Института искусства Цинганшаньского университета.Влияние купечества провинции Шаньси времен династии Мин на развитие народной шаньсийской музыкальной драматургии

Одех Ришмави, кандидат искусствоведения, преподаватель Восточно-Иерусалимского университета (Вифлеем, Палестина).Аэрофоны в палестинской музыке

 


Опубликовано: 20 ноября 2017