МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > VI День воспоминаний о РИИИ

VI День воспоминаний о РИИИ

8 октября 2025 года сектор источниковедения Российского института истории искусств проводит VI День воспоминаний о РИИИ, связанный с уникальным, сплотившимся под сенью института семейным союзом, равного которому не было в истории русской науки о театре: семье Давида Иосифовича Золотницкого (1918–2005), Веры Михайловны Красовской (1915–1999) и Татьяны Давидовны Золотницкой (1946–2000).

Мировая слава Давида Иосифовича Золотницкого, глубокого знатока истории театра, блестящего исследователя в области изучения методологии и теории искусства сцены, специфики режиссерского искусства, чуткого и театрального критика, безусловно, связана с Институтом истории искусств, в котором он сотрудничал без малого 50 лет, выступая в должности заведующего отделом истории театра на протяжении длительного периода. Начавший работу в институте в 1957 году, он проявил себя как продолжатель традиций А. А. Гвоздева и его школы. По инициативе и при активном участии Золотницкого в институте впервые были обратились к изучению и обобщению опыта русской советской драматургии за 50 лет (в 1963–1968 годах были изданы три тома «Очерков истории русской советской драматургии»), при его участии началось изучение истории и проблематики режиссуры советского периода. В 1975 году событием в институте стала защита Золотницким диссертации «Театральный Октябрь: программа и творчество», послужившей основанием для публикаций трех его изданий, посвященных этой теме: «Зори театрального Октября» (1976), «Будни и праздники театрального Октября» (1978) и «Закат театрального октября» (2004). В 1990-х годах вышли две монографии Золотницкого; «Сергей Радлов: Режиссура судьбы» (1999) и «Мейерхольд: Роман с Советской властью» (1999). Большое внимание придавал исследованию фарса. Его книга «Фарс… и что там еще? Театр фарса в России, 1893–1917», была издана в 2007 году после кончины автора.

Многочисленные первоисточники, впервые вводимые Золотницким в научный обиход, нашли отражение в бесценной и уникальнейшей библиографии, которую ученый вел на протяжении всей жизни. Это бесценное собрание, включающее почти 100 тысяч библиографических карточек (96500 ед.), заполненных близким к каллиграфическому почерком или с текстом, впечатанном на пишущей машинке и с нередко подклеенными к ним вырезками из периодических изданий — в настоящее время является одним из сокровищ Санкт-Петербургской театральной библиотеки. При составлении картотеки было использовано 370 периодических изданий второй половины XIX — XX века. В картотеке содержатся разнообразнейшие сведения о театральной жизни: о репертуаре и о составе трупп, о создателях спектаклей, о премьерах и гастролях.

Достойной спутницей Золотницкого была его жена — Вера Михайловна Красовская, историк балета и балетный критик, балерина, педагог, автор фундаментальных исследований по истории русского и западноевропейского балета, переведенных на многие языки мира, в том числе английский, немецкий, польский, румынский, чешский и др.

Окончив Ленинградское хореографическое училище (1933, ученица А. Я. Вагановой), она поступила на театроведческий факультет Ленинградского театрального института имени А. Н. Островского (закончила экстерном в 1951 году), затем в аспирантуру нашего института (тогда Государственного НИИ театра и музыки). Кандидатскую диссертацию, посвященную творчеству В. М. Чабукиани, защитила в институте в 1953 году. Вступив в должность старшего научного сотрудника, работала на секторе театра (1953–1964), секторе музыковедения (1964–1969), секторе музыки (1969–1971). Звание доктора искусствоведения получила в 1965 году, когда в качестве диссертации представила второй том написанной ею истории русского балета, «Русский балетный театр второй половины XIX века (Л.; М.: Искусство, 1963). В 1933–1942 была артисткой Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Читала курс истории балета в Ленинградском хореографическом училище (1950–1951). Заведовала кафедрой истории и теории хореографического искусства Академии русского балета имени А. Я. Вагановой (1996–1999). С 1970-х годов Красовская возглавляла созданный ею семинар молодых балетных критиков при ЛО СТД. Статьи о творчестве танцовщиков и балетмейстеров, рецензии и обзоры ленинградских балетных сезонов публиковались (с 1941) в периодической печати, в частности, в центральных и ленинградских газетах, в журналах «Театр», «Вопросы литературы», «Советская музыка», «Искусство и жизнь», «Звезда», «Нева» и др.

К основным трудам В. М. Красовской относятся:

Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. Л.; М.: Искусство, 1958;

Русский балетный театр второй половины XIX века. Л.; М.: Искусство, 1963;

Русский балетный театр начала ХХ века. Л., 1971. Ч. 1. Хореографы;

Русский балетный театр начала ХХ века. Л., 1972. Ч. 2. Танцовщики;

Нижинский. Л., 1974;

Советский балетный театр. 1917–1967: Сборник статей. Л.; М., 1976;

История русского балета. Л., 1978;

Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. От истоков до середины XVIII века М.: Искусство, 1979;

Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Эпоха Новерра. Л.: Искусство, 1981;

Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Преромантизм. Л.: Искусство, 1983;

Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Романтизм. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1996;

Сотрудником института была также дочь Д. И. Золотницкого Татьяна Давыдовна Золотницкая, окончившая Ленинградский университет, с 1969 года она заведовала музеем Ленинградского Театра Комедии. с 1989-го работала в Институте истории искусств. Кандидат искусствоведения, она была автором монографии о русском актере, основоположнике школы сценического реализма А. Е. Мартынове (книга вышла широким тиражом в серии ЖЗЛ) и неоконченной монографии о семье актеров Самойловых. По словам народного артиста РФ В. В. Гвоздицкого, Т. Д. Золотницкая «была совершенным театральным созданием».

В проведении Дня воспоминаний о РИИИ в 2025 году предполагается участие сотрудников Санкт-Петербургской театральной библиотеки, Санкт-Петербургского театрального музея, родных и друзей замечательного семейства.

Планируемое мероприятие предполагается не ограничить разговором о достижениях академической науки и дополнить свидетельствами о теплых, сердечных отношениях этих людей, их шутках и веселье.


Опубликовано: 8 октября 2025