МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Третий ежегодный кампанологический семинар «Ростовские звоны: история, традиционная и современная исполнительская практика, проблемы изучения и сохранения»

Третий ежегодный кампанологический семинар «Ростовские звоны: история, традиционная и современная исполнительская практика, проблемы изучения и сохранения»

В субботу, 25 мая, в колокольне и помещениях Сретенского храма на Гражданском проспекте Санкт-Петербурга состоялся Третий ежегодный кампанологический семинар, который проводится сектором инструментоведения Российского института истории искусств (научный руководитель и ведущий семинара старший научный сотрудник, кандидат искусствоведения Александр Борисович Никаноров) совместно с классом колокольного звона храма Сретения Господня на Гражданском проспекте Санкт-Петербурга (руководитель — старший звонарь Андрей Евгеньевич Иванов).

Очередной семинар был посвящен истории и практике знаменитых ростовских звонов. Тема продолжает цикл научно-исторических и просветительских встреч кампанологов, звонарей, церковнослужителей с любителями и ревнителями традиционной духовной культуры. Если на предыдущих двух семинарах обсуждались проблемы колокольного звукоидеала и общая исследовательская деятельность ростовского священника Аристарха Израилева (1817–1901), то на настоящей встрече было продолжено освещение проблем отечественной кампанологии на примере традиционно сложившихся и функционирующих по сей день колокольных звонов звонницы Успенского собора Ростовского кремля. Несмотря на гонения и ряд деструктивных процессов в отечественной истории, нанесших непоправимый ущерб, в том числе и колокольной культуре России, вековые традиции, запечатлевшиеся в музыкальных композициях ростовских звонов, дошли до нашего времени.

На семинаре обсуждался ряд проблем, в том числе:

  • Деятельность митрополита Ростовского и Ярославского Ионы Сысоевича (ок. 1607–1690) в созидании духовных пространств (на примере архитектурного и колокольного ансамбля Ростовского кремля и подбора колоколов звонницы Успенского собора).
  • Специфика локальной традиции колокольных звонов Ростова Великого по источникам XVII–XIX веков и место ее в русской колокольной культуре.
  • Исследовательские труды протоиерея Аристарха Израилева и его попытки исправления во второй половине XIX столетия ростовских звонов: усовершенствование или искажение традиционного звукоидеала.
  • Современные исследования и публикации по истории, акустике, исполнительскому и музыкально-практическому освоению ростовских звонов в качестве культурного и инструментально-кампанологического феномена.

В семинаре приняли участие в качестве слушателей и выступающих кампанологи, звонари, музыканты-инструментоведы, лица, неравнодушные к отечественной традиционной культуре из Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других городов.

Семинар прошел в смешанном (очно-заочном) формате.

Адрес храма Сретения Господня: Санкт-Петербург, Гражданский пр., д. 101, лит. А. Как добраться, показано здесь: http://sretenie.spb.ru/?page_id=10.


Опубликовано: 25 мая 2024