МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве. Начало XX века. 1900–1917. Т. 5

Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве. Начало XX века. 1900–1917. Т. 5

Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве. Начало XX века. 1900–1917. Т. 5 / Отв. ред. А. Л. Казин. СПб.: Петрополис, 2024. 282 с.

Основной замысел и актуальность проекта состоит в сравнительном анализе восходящих к православному христианству идейных аспектов русской художественной культуры на материале разных видов искусства — литературы, музыки, театра, живописи и архитектуры — в переломную эпоху начала ХХ столетия. Классика в эпоху модерна — такова его ключевая методологическая формула. Этот период отмечен завершением творчества Л. Н. Толстого, М. А. Врубеля, А. Н. Скрябина (при всем различии их эстетических позиций). В то же время расцветает отечественный символизм, развивается модернизм в живописи («Мир искусства», абстракционизм, супрематизм и др.). Наряду с этим складывается глубинный психологический метод в искусстве театра и строятся последние православные храмы империи. Противоречивые процессы наблюдаются также в области философии искусства и культурологии: формируется светская религиозная мысль (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев), идет борьба вокруг «религии революции» в трудах Д. С. Мережковского, М. Горького, А. В. Луначарского и других писателей — «богоискателей» и «богостроителей». В социальной области указанные идейно-культурные процессы имели своим соответствием общественные перевороты 1905 и 1917 годов. Как заметил в свое время Г. П. Федотов, политическая деятельность Ленина структурно близка многим практикам художественного авангарда. Радикальная социокультурная цель модерна (в том числе религиозно-художественного) заключалась не в том, чтобы по-новому описать/изобразить мир, а в том, чтобы изменить его в ходе общего для Серебряного века кризиса классической (имперской) цивилизационной парадигмы России как в массовом, так и в элитарном ее вариантах. В таком — динамичном, изменчивом во всех смыслах слова — общественном контексте работали реалисты и мистики, архаисты и новаторы первых десятилетий ХХ столетия.

СОДЕРЖАНИЕ

А. Л. Казин. Предисловие

Введение

А. Л. Казин. Логос Серебряного века

Литература

А. В. Моторин. Лев Толстой: любовь живительная и смертельная

О. Б. Сокурова. Символ в духовно-эстетических спорах Серебряного века

В. Фатеев. «Я сказал новое слово». В. В. Розанов и XXI век

Музыка

Д. А. Шумилин. Свет гения: Александр Скрябин

А. В. Горн. Духовно-религиозная проблематика в опере «Скупой рыцарь» С. Рахманинова

О. И. Гладкова. Этические и эстетические воззрения Н. Метнера

И. Г. Райскин. Вселенская месса Александра Гречанинова

Л. А. Серебрякова. Апокалиптические мотивы в отечественной музыке ХХ века

А. Б. Никаноров. «Серебряные» колокола Серебряного века

Т. А. Чернышева. Малолетние певчие Митрополичьего хора Александро-Невской лавры в 1890–1918 годах. Особенности воспитания и образования

Театр

О. Б. Сокурова. Московский художественный театр: поиск пути в контексте времени

К. А. Кокшенева. От Станиславского к «соборному театру»: размах театрального маятника

Живопись и архитектура

О. В. Губарева. Эстетика иконы в живописи начала ХХ столетия

А. Е. Белоножкин. Церковное зодчество Санкт-Петербурга: начало XX века

Заключение

А. Л. Казин. Серебро Серебряного века


Опубликовано: 25 декабря 2024 / Обновлено: 9 апреля 2025