МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Семинар «Звуковой поток: метафора, понятие, архетип» (цикл «Когнитивное музыкознание»)

Семинар «Звуковой поток: метафора, понятие, архетип» (цикл «Когнитивное музыкознание»)

В понедельник, 17 июня, в Зеленом зале РИИИ сектор инструментоведения провел семинар «Звуковой поток: метафора, понятие, архетип». Это восьмой семинар из цикла «Когнитивное музыкознание».

Понятие и образ звукового потока является в каком-то плане универсалией, и, как правило, оно представлено в комплексе с визуальными, кинетическими и иными стереотипами, сложившимися в той или иной культуре. Участникам семинара предлагается обсудить рецепции этого понятия/образа в контексте разных музыковедческих и, шире — гуманитарных дисциплин: академическая теория музыки, когнитивное музыкознание, психология творчества, этномузыкознание, история, теория и практика исполнительства, современные музыкально-философско-культурологические концепции Sound Studies, Sound Landscapes. Было предложено обсудить причины популярности концепта «поток» в современной гуманитарной науке, объем и границы понятия «звуковой поток», перспективы его применения в музыкальной науке.

ПРОГРАММА

Олег Николаевич Таганов, кандидат искусствоведения, доцент, докторант НИЦ МИМ при кафедре истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, член Национального союза композиторов Украины, член Союза композиторов России (Николаев, Украина). — Звуковой поток: от кинетики к информационному содержанию

Игорь Владимирович Мациевский, доктор искусствоведения, профессор, ведущий научный сотрудник, заведующий сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург). — Об актуальности когнитивного подхода в изучения явления звукового потока в традиционной инструментальной культуре

Татьяна Викторовна Карташова, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова (Саратов, Россия). — Концепт «звуковой поток» в парадигме индийской шастрия-сангит

Галина Валентиновна Тавлай, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора фольклора РИИИ (Санкт-Петербург). — Звуковой поток как сущностное явление ансамблевой традиционной певческой культуры белорусов

Елена Сергеевна Таникова, начальник отдела популяризации науки, научных знаний, достижений науки и техники РИИИ (Санкт-Петербург). — Тембро-акустические свойства музыкальных инструментов в экологической арт-терапии: от восприятия свободного звукового потока к акту творческого переживания

Александр Борисович Никаноров, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург). — Звучание колокола — звуковой поток обертонов или единичный музыкально-акустический объект: к вопросу слухового восприятия и обрядового функционирования

Динара Айдаровна Булатова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург). — Звук и формообразование: пространственно-временные структуры в смычковом исполнительстве тюркских народов Евразии

Акнар Таттибайкызы, кандидат искусствоведения, солист академического оркестра казахских народных инструментов имени Дины Нурпеисовой (г. Атырау, Казахстан). — Феномен анимизации в искусстве игры на казахском кобызе

Ольга Викторовна Колганова, кандидат искусствоведения, научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург). — М. С. Заливадный о гидродинамической модели музыки Пауля Хиндемита

Цзяцзюнь Линь, аспирант сектора инструментоведения РИИИ (г. Шаньтоу, Китайская Народная Республика). — Аквафоны: Звучащие потоки воды

Максим Иванович Карпец, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург). — Поэтика созерцания, восприятия и оценки тишины (о «знаках препинания» в семантике аудиального потока)

Валерия Николаевна Дарда, кандидат искусствоведения, доцент кафедры актерского мастерства Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. — Процесс преобразования пространственно-звуковых принципов концертирования во второй половине XVII века

Алиса Анатольевна Тимошенко, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург). — «Звуковой поток» как универсалия музыкального мышления и восприятия

 

Оргкомитет:

Тимошенко Алиса Анатольевна, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения

Таникова Елена Сергеевна, начальник отдела популяризации науки, научных знаний, достижений науки и техники РИИИ


Опубликовано: 17 июня 2024