МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Семинар «Творчество Ивана Вышнеградского в драматургическом и синестетическом аспектах»

Семинар «Творчество Ивана Вышнеградского в драматургическом и синестетическом аспектах»

28 мая 2025 года в 16.00 в Белом зале Российского института истории искусств состоится семинар «Творчество Ивана Вышнеградского в драматургическом и синестетическом аспектах» (цикл «Современный светозвуковой инструментарий»), посвященный творчеству русского и французского композитора, одного из пионеров четвертитоновой музыки — Ивана Александровича Вышнеградского (1893–1979).

В программу семинара включены доклады Д. Буччо и О. Колгановой о драматургической и синестетической сторонах творчества композитора, а также презентация 3D-реконструкции Храма сверхискусства, задуманного автором в 1916 году (дизайнер А. Александрина, научные консультанты — Д. Буччо, О. Колганова, А. Спиридонова). Проект Храма создавался Вышнеградским для исполнения его главного сочинения — «День бытия» — на протяжении нескольких десятилетий. В своих ранних трудах, будучи увлеченным идеями сверхискусства, композитор писал: «Сверхискусство есть предел и Великое воссоединение всех искусств, воссоединение того, что стало отдельными искусствами» (Иван Вышнеградский: Пирамида жизни: Дневник, статьи, письма, воспоминания // Русское музыкальное зарубежье в материалах и документах. Кн. 2 / Сост. и ред. А. Л. Бретаницкая, публ. Е. Г. Польдяева. М.: Композитор, 2001. С. 66). Чтобы реализовать задуманное, И. Вышнеградский стремился проявить себя в разных направлениях — учился на философском факультете Санкт-Петербургского университета, проходил курс композиции в Петербургской консерватории, посещал класс К. Петрова-Водкина в Академии художеств, сочинял стихи. 3D-визуализация Храма сверхискусства будет представлена в формате видеоролика, основанного на дневниковых записях композитора, его зарисовках внешних и внутренних контуров Храма, рисунках для светомозаики купола Храма.

В завершение программы семинара Д. Буччо и Д. Павлов исполнят четвертитоновые сочинения И. Вышнеградского.

В семинаре принимают участие:

Даниэле Буччо — исследователь, пианист, лектор, профессор Римской консерватории (2011–2017), PhD (Италия);

Ольга Колганова — кандидат искусствоведения, научный сотрудник сектора инструментоведения Российского института истории искусств, руководитель АНО «Научно-просветительский центр “Арт-интеграция» им. М. С. Заливадного (Санкт-Петербург);

Анна Спиридонова — преподаватель Факультета программной инженерии и компьютерной техники Университета ИТМО (Санкт-Петербург);

Елена Фатьянова — кандидат искусствоведения, преподаватель СПб ГБ ПОУ «Колледж “Звёздный”» (Санкт-Петербург).

Виктория Александрина — студентка четвертого курса Факультета программной инженерии и компьютерной техники Университета ИТМО (Санкт-Петербург);

Данила Павлов — обучающийся отделения дополнительного образования СПб ГБ ПОУ «Колледж “Звёздный”», лауреат Международных и Всероссийских конкурсов (педагог — канд. искусствоведения Е. А. Фатьянова) (Санкт-Петербург).

 

Программа семинара

О. Колганова. Проекты Храмов сверхискусства Ивана Вышнеградского и Николая Обухова

Д. Буччо. Вышнеградский синестет / Вышнеградский драматург

Презентация 3D-реконструкции Храма сверхискусства Ивана Вышнеградского (1916–2025). Дизайнер — В. Александрина; научные консультанты — Д. Буччо, О. Колганова, А. Спиридонова

 

Программа концертных выступлений

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ВЫШНЕГРАДСКИЙ

Прелюдия № 1 из цикла «24 прелюдии в четвертьтонах в диатонизированной 13-звуковой хроматической гамме». Op. 22 (1934).

Транскрипция для двух клавишных синтезаторов Е. Фатьяновой и Д. Павлова.

Presto

Данила Павлов, синтезатор

2 pièces pour piano à micro-intervalles J. Carillo. Op. 44

[Две пьесы для фортепиано с микроинтервалами Дж. Карилло]. Первое исполнение в России

№ 1. Poeme en sixièmes de ton [Поэма в шестых тонах] (1958). Andante

№ 2. Etude en douzièmes de ton sur l’intervalle 17/12mes de ton [Этюд в двенадцатых тонах на интервале 17/12 тона] (1958–1972)

Deux pièces en tiers de ton. Pour piano à micro-intervalles de Julian Carillo. Оp. 48

[Две пьесы в третьем тоне. Для фортепиано с микроинтервалами Дж. Карилло]. Первое исполнение в России

№ 1. Prelude. [Прелюдия.] (1966)

№ 2. Etude. [Этюд.] (1966–1970)

Etude en forme de Scherzo en quarts de ton. Op. 20 [Этюд в форме Скерцо в четвертьтонах] (1932). Первое исполнение в России

Даниэле Буччо, синтезатор

 

Мероприятие пройдет в офлайн и онлайн форматах.

Для посещения мероприятия или получения ссылки на видеоконференцию необходимо зарегистрироваться по электронной почте kolganova.spb@gmail.com (Ольга Колганова). Вход по предварительной записи.

 


Опубликовано: 28 мая 2025