МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Семинар «Традиционные музыкальные инструменты и инструментальная музыка Месоамерики»

Семинар «Традиционные музыкальные инструменты и инструментальная музыка Месоамерики»

В среду, 17 мая, в Белом зале РИИИ сектор инструментоведения провел семинар «Традиционные музыкальные инструменты и инструментальная музыка Месоамерики» (цикл «Музыкальные инструменты и инструментальная музыка народов мира»). Семинар посвящен инструментальным традициям Месоамерики, исторически связанным с крупнейшим очагом мировой культуры и одной из основных цивилизаций древней Америки — цивилизацией майя и науа. Древняя цивилизация насчитывала более трех тысяч лет и находилась на территории Мексики и стран Центральной Америки.

В истории сохранилось мало сведений об аутентичной индейской музыке. Единственными источниками являются сохранившиеся музыкальные кодексы, настенные росписи и музыкальные инструменты, найденные во время раскопок, а также свидетельства испанских летописцев. По имеющимся материалам можно судить о том, что коренные народы Месоамерики являлись обладателями одной из самых высоких музыкальных культур древности.

В доиспанские времена музыка была инструментом социальной иерархии, неотъемлемой частью обрядов и жестко регламентировалась. Считалось, что промахи и ошибки во время исполнения, неверное движение в танце, сбившийся барабанный ритм оскорбляли богов, и такие ошибки наказывались тюрьмой или даже смертью. Любопытно, что в языке ацтеков слова «музыка» не существовало, его заменяло понятие «пение». Считалось, что музыкант «поет» своим инструментом так же, как танцор «поет ногами». Ударный инструментарий Месоамерики отличался исключительным многообразием. Инструментам приписывали божественное происхождение, магическую силу, возможности передавать чувства и настроение: радость, веселье, наслаждение, печаль.

Основные докладчики семинара — художественный руководитель Ансамбля ударных инструментов Оркестра имени Карлоса Чавеса Высшей школы музыки Мексики Эдуардо Гарсиа Барриос и музыкант-исследователь Роберто Зеркера Кастильо. В семинаре примут участие музыканты: Расиэль Дума Перес Педроса, Алехандро Фабиан Гусман Монтехо, Пабло Эдуардо Гонсалес Гарсиа, Саид Уриэль Куамацин Флорес, Моисес Усиэль Уйоа Рамирес, Роберто Серкера Кастильо, Родриго Хеху Эспиноса Хакобо, Мириам Анхелика Элиас Лопес, Николас Гарридо Флорес.

 

19 мая в 19.00 в Большом зале Екатерининского собрания (наб. кан. Грибоедова, д. 88–90) пройдёт концерт «Ритмы цивилизации Майя»».

19 мая в Екатерининском собрании прозвучат колоритные мелодии древних цивилизаций Центральной Америки, а также произведения выдающихся кубинских и мексиканских композиторов. Впервые в России выступит ансамбль солистов Оркестра ударных инструментов имени Карлоса Чавеса, наследник исполнительской традиции ацтеков и майя, испанцев и мексиканских индейцев.

Публике предстоит знакомство с самобытными народными инструментами, многие из которых по-настоящему экзотичны. Айотль, например, представляет собой панцирь черепахи, по которому ударяют или скребут. Караколь создан из раковины морского моллюска: по древней легенде, именно из улиточной трубы в подземном царстве возвестили о сотворении человека богом Кетцалькоатлем, с магическими способностями которого и связывают звучание этого инструмента. Кейхада де буро — идиофон (ударный инструмент) — сделан из челюсти осла и производит характерный громкий «ненастроенный» звук.


Опубликовано: 17 мая 2023 / Обновлено: 18 мая 2023