МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Семинар «Стили музыки: слышание, понимание, перевод, интерпретация»

Семинар «Стили музыки: слышание, понимание, перевод, интерпретация»

В среду, 21 июня, в Белом зале РИИИ сектор инструментоведения провел седьмой семинар цикла «Когнитивное музыкознание». Тема семинара: «Стили музыки: слышание, понимание, перевод, интерпретация».

Вопреки расхожему мнению о том, что язык музыки универсален и понятен всем и каждому, границы и препятствия в понимании музыки иных традиций и исторических стилей все же существуют. Тем не менее интерес и освоение иных «звуковых миров», особенно в последнее столетие, является одним из приоритетов как в сфере исследований (этномузыкологии, когнитивного музыкознания, сравнительного искусствоведения и др.), так и в области музыкальной композиции и исполнительства. Что слышит исследователь? Что слышит композитор? Что слышит музыкант и обычный слушатель внутри культуры и «вне» ее? Знание и понимание — один из актуальных вопросов современной науки, как никогда актуален и в музыкальной науке в эпоху мультикультуральности. К обсуждению предложены следующие аспекты:

— видение и слышание в разных культурах: опыт познания и понимания;

— музыкальные концепты «незнакомых» традиций: исполнительский аспект;

— кросс-культурный анализ и современное искусство.

ПРОГРАММА

14.00 Открытие семинара

Регламент выступления 30 минут

Татьяна Викторовна Карташова, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова (Саратов, Россия). — Музыкальные культуры в пространстве ойкумены: опыт познания и понимания

Игорь Владимирович Мациевский, доктор искусствоведения, профессор, заведующий сектором инструментоведения Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). — Об эстетических и структурно-стилевых представлениях традиционных музыкантов

Виктор Дмитриевич Карташов, кандидат искусствоведения, профессор кафедры народных инструментов Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова (Саратов, Россия). — О функциях музыки в корейских дорамах

Наталья Федоровна Клобукова (Голубинская), кандидат культурологии, доцент кафедры японского языка Московского государственного педагогического университета, приглашенный преподаватель Школы востоковедения Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва). — Искусство или пытка звуком? Проблемы взаимного восприятия западной и японской музыкальной культуры

Динара Айдаровна Булатова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). — Исполнительский стиль и интерпретация в традиционной инструментальной культуре (на примере татарской скрипичной традиции)

Галина Валентиновна Тавлай, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора фольклора Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). — Нотная и аудиофиксация ансамблевых песенных белорусских материалов с их последующей интерпретацией

Елена Сергеевна Таникова, этномузыковед, начальник отдела популяризации науки, научных знаний достижений науки и техники Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). — Инструментоведческий аспект ритуальной музыки мари: реконструкция и интерпретация»

Алиса Анатольевна Тимошенко, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). — Исследования музыкального значения Оле Кюля: к построению теории музыкального познания

Валентина Андреевна Федорова, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры Хорового дирижирования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург). — Интерпретация музыки эпохи Возрождения в свете современных исследований

Максим Иванович Карпец, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). — Кросс-культурные принципы формулирования художественных практик цифрового искусства ХХІ века


Опубликовано: 21 июня 2023 / Обновлено: 22 июня 2023