Русский / English
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Семинар «Проблемы звукоидеала исторических и современных колокольных звонов»

Семинар «Проблемы звукоидеала исторических и современных колокольных звонов»

В понедельник, 6 июня, в Белом зале РИИИ прошёл семинар сектора инструментоведения совместно с Учебным звонарским классом при храме Сретения Господня «Проблемы звукоидеала исторических и современных колокольных звонов». Научный руководитель семинара — старший научный сотрудник, кандидат искусствоведения А. Б. Никаноров.

«Звукоидеал» — термин, введенный немецким этномузыковедом Фрицем Бозе (1953). В несколько переосмысленном виде широко используется в научных исследованиях традиционных музыкальных культур петербургской инструментоведческой школой, возглавляемой доктором искусствоведения, профессором И. В. Мациевским.

Применительно к колокольному звону в церковной практике нередко используют понятие «благозвучие». Оно характеризует качество звучания отдельных колоколов и сочетаемость их между собой, являясь, прежде всего, оценочной категорией. Звукоидеал может быть охарактеризован как система устойчивых представлений у носителей традиции о принципах звуковой организации церковного звона и целесообразных способах их реализации. Хотя звукоидеал всегда исторически изменчив, в целом в рамках отдельных регионов он обладает чертами канона: нормативностью и относительной стабильностью. Неслучайно сложившиеся в веках традиционные композиции колокольных звонов отдельных колоколен и звонниц обычно воспринимаются как образцовые несмотря на ряд существенных индивидуальных различий между собой.

После утраты большинства колоколов и ухода традиционных исполнителей (звонарей) вопрос о соответствии звукоидеалу колокольных звонов, исполнявшихся в прошлом и звучащих сейчас, особенно актуален. Семинар посвящен обсуждению этих и других проблем, в нем приняли участие как опытные, так и начинающие звонари, исследователи колокольной культуры, а также все те, кому судьба колокольных звонов небезразлична.

Фото Анны Плюсниной