МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Семинар «Электронные аудиотехнологии — интердисциплинарный дискурс. Художественная практика и наука»

Семинар «Электронные аудиотехнологии — интердисциплинарный дискурс. Художественная практика и наука»

В понедельник, 26 декабря, в Белом зале Российского института истории искусств состоялся традиционный ежегодный семинар — круглый стол из цикла «Электронные технологии — инструментарий художественной практики». В ходе семинара будет задействована дистанционная технология видеоконференции Zoom. В этом году тема семинара: «Электронные аудиотехнологии — интердисциплинарный дискурс. Художественная практика и наука».

Развитие науки и искусств или, более общо: рациональных и иррациональных, гуманитарных инструментов постижения действительности, в историческом плане в большой степени повлияло на наше представление об окружающем мире, сформировало архитектуру критериев и ценностей, лежащих в основании механизмов нашего понимания этого мира. При этом сама проблема осмысления целого ряда творческих и технологических концепций и практик, так или иначе связанных с оформлением и легализацией в общественном, художественном сознании феноменологии та называемой виртуальной реальности, появлением и становлением виртуального инструментария, формирует свою актуальность всего лишь на протяжении последнего десятилетия. Эволюционным продолжением вектора развития инструментария постижения объективной реальности, как: «научная» рациональность — «художественная» иррациональность, является следующая, инклюзивная стадия, интегрирующая в себя инструментарий как суперрациональности, так и гуманитарных технологий, феномен, имеющий актуальнейший резонанс в сегодняшней действительности, а именно виртуальная реальность. Глобальные технологии интернета формируют новую реальность, реальность новых ценностей, реальность, модулирующую устои архитектуры наследия, сложившегося и отточенного культурной традицией столетиями. Сложность осмысления сущности этой феноменологии в большой степени объяснима сложносоставностью данного круга вопросов и вместе с этим, конечно, компетенциями людей, вовлеченных в этот процесс, ибо сущность взаимодействий с электронными технологиями в огромной степени, что очевидно, есть интердисциплинарная практика, требующая понимания и манипулирования как творческим, художественным, так и специализированным научным, информационно-ориентированным тезаурусом. В силу тенденций развития аппаратного комплекса микропроцессорных, программных технологий, и вообще информационной сферы в целом, сущность рассматриваемого феномена является не просто неким второстепенным, не имеющим фундаментального статуса вопросом, но, более того, актуальность этой проблематики возвышается над общим ландшафтом художественного пространства все выше, сколь более могущественными и всеобъемлющими становятся электронные технологии и творческие техники, с ними связанные.

Ведущий и основной докладчик семинара — Максим Иванович Карпец, композитор, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ. В семинаре приняли участие: Игорь Владимирович Мациевский — ведущий научный сотрудник, заведующий сектором инструментоведения РИИИ, доктор искусствоведения, члены сектора инструментоведения РИИИ, приглашенные гости, специалисты разных профилей, композиторы, музыковеды, работники образовательной сферы среднего и высшего звена, аспиранты и студенты.

Марина Адольфовна Сень, научный сотрудник сектора инструментоведения. — С. М. Эйзенштейн в поисках звука

Елена Алексеевна Фатьянова, преподаватель СПб ГБ ПОУ «Колледж “Звёздный”», кандидат искусствоведения. — Электронные аудиотехнологии в творчестве Э. Н. Артемьева

Марк Михайлович Брянцев, композитор, звукорежиссер, руководитель образовательного проекта Digital Arts, преподаватель МОМК им. С. С. Прокофьева, старший преподаватель кафедры информационных технологий МГК. — Современные тенденции развития аппаратных и программных синтезаторов

Андрей Михайлович Коваленко, методический руководитель отдела электронных музыкальных инструментов СПб ГБУ ДО «ДШИ» Красносельского района, методист городской секции преподавателей музыкально-цифровых технологий СПб ГБОУ ДПО «Учебно-методический центр развития образования в сфере культуры и искусства Санкт-Петербурга», член Союза композиторов России, президент Ассоциации (союза) специалистов в области музыкально-цифровых технологий, заслуженный работник культуры Республики Дагестан, лауреат Всероссийских и международных конкурсов.

Семинар прошел в двух частях. Первая часть — дискуссионная. Во второй части семинара «Мастерская электронного звука» — показ авторских творческих работ.

Ведущая второй части семинара — Марина Адольфовна Сень, научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ.

Игорь Владимирович Мациевский, ведущий научный сотрудник, заведующий сектором инструментоведения РИИИ, доктор искусствоведения, академик Российской академии естественных наук, заслуженный деятель искусств Украины и Польши. — Практика электронных аудиотехнологий в прикладной музыкальной композиции (с показом работ)

Екатерина Шандоровна Давиденкова-Хмара, кандидат искусствоведения, доцент кафедры оркестровки и общего курса композиции Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. — Взаимодействие временного и тембрового векторов в электроакустической мультимедиа композиции

Композиции:

«Фракталы»

Электроакустическая композиция к анимационному фильму «Нос» Александра Алексеева (игольчатая анимация).

Степан Александрович Николаев, студент 5 курса кафедры специальной композиции Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (класс А. В. Танонова), преподаватель колледжа «Звездный», руководитель студии «Основы музыкальной композиции». — Саунд-дизайн через сэмплирование как путь к оригинальности звучания композиции

Композиции:

«Пожар»

«Песнь Игдрасиля»

Павел Савенков. — Гимн Рипперу

Ли Бинь, аспирант Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (класс С. В. Лавровой). — Функции категории пространства в развитии электроакустической музыки в Китае в конце XX — начале XXI века

Композиции:

Ма Шихуа «Чёрное сознание»

Фэн Цзиньшо «Песня верёвок и голосов»

Чжан Сяофу «Нуорилан», «Ярлун Цанпо», «Знамя лошади ветра», «Инь»

Ли Бинь «For Acousmounium»

Семинар прошел в рамках мероприятий, посвященных 110-летию РИИИ.


Опубликовано: 26 декабря 2022