РИИИ участвует в выставке «Николай I. Идеальный самодержец» в Государственном историческом музее
Российский институт истории искусств принимает участие в выставке «Николай I. Идеальный самодержец», которая открылась 16 сентября 2025 года в Государственном историческом музее (ГИМ).
Выставка посвящена 200-летию восшествия на престол Николая I, императора, чье правление стало золотым веком русской культуры, временем важнейших государственных реформ, развития промышленности и экономики, началом создания первых железных дорог в России.
В экспозиции представлено более 260 предметов, в том числе личные вещи монарха. Особый интерес представляет коллекция военной униформы, портреты венценосных особ, а также основных сподвижников Николая I: А. Х. Бенкендорфа, С. С. Уварова, М. М. Сперанского, И. Ф. Паскевича. Известно, что Николай I любил живопись, покровительствовал высоким искусствам и сам неплохо рисовал. Так, на выставке будет представлен автопортрет Николая I и картина его любимого художника-баталиста А. И. Ладюрнера. Интересно, что основой для картины Ладюрнера, запечатлевшей подход к Зимнему дворцу лейб-гвардии Преображенского полка 14 декабря 1825 года, стал карандашный набросок, выполненный главным участником тех событий — императором Николаем I. На выставке представлены предметы из собрания Государственного архива РФ, Музеев Московского Кремля, музея «Новый Иерусалим», Центрального музея железнодорожного транспорта РФ, музея-заповедника «Бородинское поле», музея-заповедника «Петергоф», Российского института истории искусств, Российской государственной библиотеки, а также из частной коллекции А. Г. Егорова.
Выставка проходит в Государственном историческом музее с 17 сентября 2025 года по 22 июня 2026 года.
Адрес: Москва, Исторический музей, Красная площадь, д. 1
В рамках проведения выставки Российский институт истории искусств предоставил документ: А. Ф. Львов. Гимн «Боже, Царя храни!». Стихи В. А. Жуковского. Собрание партитур из фонда Придворной певческой капеллы для духовых оркестров, солиста, хора и симфонического оркестра, хора и симфонического оркестра. Автографы. 1833. КР РИИИ. Ф. 19. Оп. 1. Ед. хр. 2.
В первые годы царствования Николая I российским гимном по-прежнему оставался «Боже, царя храни!» с текстом Жуковского, написанным в 1815 году, на мелодию английского гимна. Его играли на всех официальных церемониях при встрече русского императора. В 1833 году Николай I принял решение о создании нового русского оригинального гимна, поручив написание музыки А. Ф. Львову. Затем Львов обратился к В. А. Жуковскому с просьбой переработать текст. Создание нового государственного символа Российской империи открывало новый этап развития России как великой державы, не нуждавшейся более в чужом гимне.
Истории создания «народного гимна» и его роли в церемониальной, военной, политической, музыкальной и общественной сферах жизни империи посвящен научно-исследовательский медиаресурс Российского института истории искусств: Гимн А. Ф. Львова «Боже, Царя храни!» в культурной и политической жизни императорской России. Руководитель проекта Д. А. Шумилин. http://hymn.artcenter.ru
Проект выполнен при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Мультимедийный ресурс включает уникальные архивные документы, хранящиеся в Кабинете рукописей РИИИ, научно-аналитическое описание размещаемых материалов, коллективное научное исследование, аудиозаписи исполнения четырех версий гимна для различных составов исполнителей по нотным автографам, научно-популярный видеосюжет.
Пресс-релиз и контакты для уточнения информации
На изображениях: А. Ф. Львов. Гимн «Боже, Царя храни». Стихи В. А. Жуковского. Собрание партитур из фонда Придворной певческой капеллы для духовых оркестров, солиста, хора и симфонического оркестра, хора и симфонического оркестра. Автографы. [1833?]. КР РИИИ. Ф. 19. Оп. 1. Ед. хр. 2. 14 л.
Опубликовано: 16 сентября 2025 / Обновлено: 22 сентября 2025