РИИИ расширяет научные горизонты
Май 2014 года выдался богатым на посещение научных конференций, проведение лекций, а также на расширение научных контактов сотрудниками РИИИ, докторами и кандидатами искусствоведения, в самых разных европейских странах.
8 мая в Латвии, в Университете Даугавпилса, на факультете музыки и искусств, состоялась международная конференция «Music Science Today: the permanent and the changeable», куда была приглашена доктор искусствоведения Ж. В. Князева с докладом на тему: «Введение в западную корреспонденцию Жака Гандшина». Организаторами конференции выступили: Национальная академия музыки им. Я. Витола (Рига, Латвия), Университет Даугавпилса, Национальная академия музыки и театра (Вильнюс, Литва). Участники конференции прибыли из Латвии, России, Литвы, Польши, Белоруссии.
23–25 мая ведущий сотрудник сектора музыки Ж. В. Князева приняла участие в конференции по рецепции русской музыки на Западе до 1917 года («Russische Musik in Westeuropa: 1867–1917. Ideen – Funktionen – Transfers»), которая проходила в Швейцарии. Научная конференция была организована Институтом музыкознания и Университетом Цюриха. Организаторы собрали представителей самых разных школ и направлений. Здесь были музыковеды, искусствоведы и слависты-филологи из Швейцарии, Германии, Франции, Англии, Италии, Канады, Эстонии и России. Блистательно выступила (и с докладом, и в активной дискуссии) хорошо известная в Петербурге исследовательница из Мюнхена Люцинда Браун, которая не так давно читала в РИИИ гостевую лекцию на прекрасном русском языке. Однако, что еще важнее, Л. Браун, проведя немало времени в Петербурге, знакома с реалиями русской культуры, и это очень помогает ей в исследованиях французской рецепции Чайковского. (Л. Браун недавно выпустила монографию на эту тему, и экземпляр книги поступил в библиотеку РИИИ.) Немецкая рецепция была представлена такими мэтрами, как профессор Доротея Редепеннинг (по-видимому, основной на сегодняшний день специалист по русской музыке в немецкоязычном музыкознании), профессор из Лейпцига Хельмут Лоос (хорошо известный по его неустанным трудам в области изучения восточноевропейской музыкальной культуры) и профессор Ханс-Йоахим Хинриксен (работающий ныне в Цюрихе, а в России известный, в том числе, как редактор-составитель знаменитого издания «Bach und die Nachwelt»). Крайне интересно было познакомиться с английской рецепцией, обычно мало представленной на конференциях. Доклад на эту тему делал коллега из Оксфорда Филипп Буллок. В заседаниях также принимали участие студенты и аспиранты Цюрихского университета.
18 –31 мая кандидат искусствоведения, заведующий сектором фольклора А. В. Ромодин, по приглашению профессора Ласло Фельфёльди, посетил Венгрию в рамках программы CHOREOMUNDUS «Танцевальное исполнительство как объект нематериального культурного наследия человечества». В Сегедском университете А. В. Ромодин прочел лекцию на тему «Северобелорусская традиционная инструментальная музыка и танец: антропологический аспект». Лекция сопровождалась показом видеоматериалов из экспедиций ведущих ученых сектора фольклора РИИИ и этнографическим фильмом, снятым докладчиком (в составе немецко-российской киногруппы) в 1999 году. В рамках темы «Культура и личность» были проведены разнообразные встречи и консультации с венгерскими учеными по каталогизации, хранению материалов, реставрации старых кинозаписей танцев. Во время посещения Музея Института музыкологии Венгерской академии наук в Будапеште, содержащего уникальные экспонаты, в том числе автографы нотных записей традиционной музыки Б. Бартока, коллекции исторических и этнических инструментов, А. В. Ромодину даже удалось опробовать рояли первой половины XIX века, созданные в Париже, Лондоне, Вене. Между Институтом музыкологии Венгерской академии наук и Российским институтом истории искусств предполагается подписать договор о сотрудничестве.
8–12 мая кандидат искусствоведения А. А. Тимошенко побывала в Вене по приглашению Института музыкологии Венского университета (Universität Wien, faculty of Philological and Cultural Studies, Musicological Institute). По итогам поездки был разработан план совместных исследований звуковых ландшафтов храмов и монастырей Карельского Поморья и Соловков; определилась группа ученых-акустиков, участвующих в исследованиях с австрийской стороны, определены даты совместных экспедиций, план работ, основные задачи. В настоящий момент готовится соглашение о долгосрочном сотрудничестве между Венским университетом (Институт музыкологии в лице профессора, зам. директора института Кристофа Ройтера) и Российским институтом истории искусств. Первый совместный проект будет направлен на изучение акустики храмов Соловецкого монастыря и будет осуществляться при участии Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника (Соловки).
Опубликовано: 3 июня 2014 / Обновлено: 6 августа 2014