Русский / English
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Поздравляем Ольгу Львовну Данскер с юбилеем!

Поздравляем Ольгу Львовну Данскер с юбилеем!

Уважаемая Ольга Львовна!

Примите сердечные поздравления с Вашим юбилеем!

Ваш вклад в развитие Российского института истории искусств невозможно переоценить. Ваша трудовая деятельность в институте на протяжении 1960–1981 и 1991–2003 годов оставила неизгладимый след в его истории. Сотрудники РИИИ с неизменной благодарностью и уважением вспоминают Вас как знающего и доброжелательного работника Кабинета рукописей, всегда готового помочь исследователям определить пути поиска архивных источников.

За долгие десятилетия служения в институте Вы проделали большую работу по проверке наличия документов, хранящихся в фондах Кабинета рукописей, инициировали получение Кабинетом рукописей новых документов и материалов (фонды дирижеров С. А. Самосуда, И. Э. Шермана, Э. П. Грикурова), осуществляли научно-техническое описание новых поступлений. Ваша неутомимая публикационная деятельность по праву вошла в золотой фонд печатных трудов института, а подготовленные Вами монографические сборники, посвященные Н. А. Малько (1972), С. А. Самосуду (1984), И. Э. Шерману (2002), стали настольными книгами для исследователей отечественного дирижерского искусства.

Мы с большой благодарностью вспоминаем Ваше активное участие в мероприятиях института, посвященных Великой Отечественной войне, — Ваши воспоминания человека, прошедшего войну в качестве рентгенотехника эвакуационных госпиталей Вологды и Ленинграда, бесценны для молодого поколения.

Ваша активная жизненная позиция является примером для нас. Мы желаем Вам здоровья, оптимизма, ярких положительных впечатлений и благополучия!

Г. В. Копытова

 

К 100-летию дорогого мне юбиляра

Ольга Львовна Данскер — Человек уникальный. Ее широкая образованность, многогранность знаний и талант, плюс неуемная энергия и трудолюбие, бойцовский характер, доброта и щедрость — все эти качества вызывают притягательность и безмерное уважение у людей, которые ее окружали и окружают до сих пор, и всех, кто хоть раз общался с ней.

Я познакомилась с Ольгой Львовной в 1959 году по переписке, редактируя ее статью, по значимости и объему равную кандидатской диссертации, — «Музыкальная культура таджиков Каратегина и Дарваза», опубликованную в сборнике «Искусство таджикского народа» в 1965 году. Этот исследовательский труд явился результатом ее экспедиционных поездок в районы Припамирья — Каратегина и Дарваза в 1954 году. Ее деятельность в Таджикистане как музыковеда продолжалась всего 10 лет. Она полюбила этот край, его народ и его музыку. Будучи человеком русско-европейской культуры, она смогла легко окунуться в новую для нее восточную культуру. Ольга Львовна часто напевала записанные ею песни, восхищаясь красотой их мелодий и изящно-прихотливой ритмикой. Благодаря прекрасному знанию таджикского языка она свободно могла общаться с жителями этого края. А об одном выдающемся, любимом народном певце этого горного региона Таджикистана — Шарифе Джураеве — она написала прекрасную статью «Народный певец Шариф Джураев», в которой дала абсолютно точную характеристику и оценку его неповторимого певческого искусства.

Могу с уверенностью сказать, что Ольга Львовна принадлежит к той плеяде русских собирателей и исследователей таджикской и узбекской народной музыки ХХ века, каковыми были В. М. Успенский, Е. Е. Романовская, Н. Н. Миронов, А. С. Ленский.

Ее деятельность в Таджикистане была многогранной. Ею написан раздел «Таджикская ССР» в книге «История музыки народов СССР (1946–1956 гг.)». Ольга Львовна активно участвовала в музыкально-общественной жизни Республики. Регулярно посещала Союз композиторов Таджикистана, где обсуждались новые сочинения таджикских композиторов. Ее роль как музыковеда особенно ярко проявилась в 1956 году, когда после статьи композитора Зиёдулло Шахиди о композиторской деятельности в условиях современной музыкальной жизни таджиков, традиционно имеющих монодическую музыкальную культуру, развернулась бурная дискуссия. Ольгой Львовной была написана большая итоговая статья этой дискуссии в центральной газете «Коммунист Таджикистана», где она, как и многие деятели музыкальной культуры Таджикистана, отстаивала мнение о важности творчества композиторов в современных условиях.

С годами я близко общалась с Ольгой Львовной, будучи по ее настоянию аспиранткой Ф. А. Рубцова. Я всегда с благодарностью думаю о ней, о ее сестринском отношении ко мне, ее мудрых советах и сердечности, бесконечной доброте и человечности.

С любовью и уважением, З. Таджикова