МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Поздравляем Анну Леонидовну Порфирьеву с юбилеем!

Поздравляем Анну Леонидовну Порфирьеву с юбилеем!

Коллектив Российского института истории искусств сердечно поздравляет с прекрасным юбилеем Анну Леонидовну Порфирьеву!

Анна Леонидовна Порфирьева в 1977 году под руководством Льва Николаевича Раабена защитила кандидатскую диссертацию «Камерное вокальное творчество Мясковского и новые пути развития русского романса 1-й трети ХХ века», а уже в 1984 году (то есть без малого сорок лет назад!) возглавила сектор музыки.

На секторе возник и получил развитие целый ряд ее научных тем и идей — музыкальный театр, музыкальный Романтизм, опера, Рихард Вагнер, Вагнер и русский символизм. Впервые на горизонте музыкальной науки Вагнер рассматривался как культурный феномен, оплодотворяющий образ мысли, социальные идеалы русских символистов.

1980-е годы — подлинный расцвет теоретической мысли на секторе. Именно тогда сформировались новые музыковедческие подходы — медиевистика западного типа и российская в трудах ученых сектора как бы получила свою легитимацию. Параллельно в совершенно новом ключе шло освоение проблем музыкального Романтизма. В сборнике научных трудов «Проблемы музыкального Романтизма» под редакцией Анны Леонидовны (1987) в разделе «От редактора» провозглашалась «общность позиции авторов», обусловленная «отношением к Романтизму как плоду целостного мировоззрения, имевшего длительную историческую судьбу». Здесь же опубликована программная статья ученого «Драматургия Вячеслава Иванова (русская символистская трагедия и мифологический театр Вагнера)». Тема получила развитие в последующих статьях Анны Леонидовны и в работах других авторов. На тот факт, что исследования А. Л. Порфирьевой, тогда опубликованные, не потеряли своей актуальности, сегодня указывает высокий индекс их цитирования. В связи со сказанным отдельного упоминания заслуживает секторальный труд «Problemata musiсologica» (издавался как серия): на его страницах были опубликованы статьи по вагнероведению: «Лейтмотив и логические основания тематической работы Вагнера. “Тристан и Изольда”» (Л., 1989. Вып. 2), «“Парсифаль” и его средневековые корни (1989. Вып. 3).

Шестой выпуск «Problemata musiсologica» — «Музыкальный театр» (отв. редактор А. Л. Порфирьева; 1991) стал без преувеличения для отечественной науки эпохальным. Здесь были впервые обозначены все возможные подходы к опере и к музыкальному театру: историко-теоретический, историко-генетический, когнитивно-психологический. Можно сказать, что все программы научного изучения, которые сегодня доминируют в опероведении, были открыты в отечественной музыкальной науке именно тогда. Сборник научных трудов открывала статья «Магия оперы», — таким образом, был обнародован и антропологический подход.

Проект «Музыкальный Петербург. ХVIII век» — весомый вклад в изучение истории музыкальной культуры XVIII века — осуществлялся коллективом сектора под руководством ученого с 1985 года. Опора на архивные документы, их введение в текст, списки сокращений и другие принципы работы действуют до сих пор. Огромный массив совершенно новой информации был осмыслен, введен в научный оборот, огромное количество текстов было написано самой Анной Леонидовной. Вероятно, тогда же возник интерес к итальянской опере и к петербургским и др. итальянским труппам. Эта работа ученого увенчалась большим успехом целого ряда публикаций, которые пользуются спросом наших итальянских коллег. Отдельной строкой можно прописать радения по истории сектора музыки, активное участие в Электронной энциклопедии к юбилею института, важную публикацию во «Временнике Зубовского института» (2014. Вып. 1 (12)): «Из писем Б. В. Асафьева к А. В. Оссовскому» (письма 1–15, 1922–1927).

Анна Леонидовна — феноменально образованный человек, одаренный музыкант, бессменный руководитель сектора, бессменный рецензент всех работ на секторе и вне его, организатор и участница многих симпозиумов и конференций, педагог с широким охватом тем и руководитель кандидатских и докторских диссертаций, автор оригинальных трудов.

Желаем Вам, дорогая Анна Леонидовна, неувядания таланта, неувядания сил, неизменной остроты и тонкости восприятия, всегдашних талантливости слова и неприятия готовых рецептов, здоровья, творческих успехов, новых дирижерских прочтений любимого Маэстро, удачи и Божьей милости!

Дирекция и весь коллектив Российского института истории искусств


Опубликовано: 26 октября 2023 / Обновлено: 27 октября 2023