МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Открытая лекция Р. Осминкина «Партисипаторное искусство: коллективный перформанс в эпоху индивидуальной рецепции»

Открытая лекция Р. Осминкина «Партисипаторное искусство: коллективный перформанс в эпоху индивидуальной рецепции»

В среду 8 апреля в 14.00 в РИИИ состоялась открытая лекция аспиранта сектора актуальных проблем современной художественной культуры Романа Осминкина «Партисипаторное искусство: коллективный перформанс в эпоху индивидуальной рецепции».

Если художники исторического авангарда стремились завладеть умами масс в буквальном смысле, то есть напрямую обращались к коллективному телу общества с требованием полной трансформации его чувственных, а вместе с ними и социальных оснований, то современное искусство, обжегшись на массовости и упреках в инструментализации тоталитарными идеологиями XX века, давно снизило пафос переустройства мира, локализировав поле своего «прямого действия» до акций, перформансов, ри-энакментов реальных событий, праздников, исследований и педагогических проектов, вовлекающих зрителя (который перестает быть зрителем и становится со-участником) в творческий процесс.

Волна нового запроса на коллективную (со)рецепцию возникает и переживает бурный рост во время перехода ведущих мировых экономик на неолиберальные рельсы в 1970-1990-е годы, сопровождаемого господством креативных отраслей (культуриндустрия) с их культом индивидуальности и свободной (непостоянной) занятости.

Сегодня мировая теория искусства активно пытается осмыслить феномен «партисипаторного искусства», или искусства участия. Так, американская исследователь Клэр Бишоп в своей книге «Искусственные ады: партисипаторное искусство и политика зрительства» (2011) создает исторический нарратив и выстраивает хронологию партисипаторных практик в искусстве, возводя последние к ранним футуристическим и дадаистским опытам и заканчивая современными экспериментами в новых медиа.  Бишоп разделяет партисипаторное искусство по видам и способам вовлечения аудитории, по задействованным медиа, а также по поставленным целям на аффирмативные, альтернативные, исследовательские, образовательные, терапевтические и др. проекты.

Таким образом, партисипаторное искусство, наследуя утопическому вектору «прямого обращения к массовой аудитории» первых авангардов, в то же время само инспирировано коллапсом невозможности такого «растворения в со-творчестве». Своему ложному снятию (в дизайне и культуриндустрии) такое искусство предпочитает интенсификацию во времени и пространстве, точечную критику, строительство альтернативных институций и формирование малых сообществ (групп участия).  Но даже лучшие примеры партисипаторного искусства остаются в подчиненном положении от сложившихся условий ре-презентации, авторства и способов эстетизации. И все-таки парадоксальным образом искусство участия, как паллиатив в условиях социальной разобщенности и неравенства, закладывает горизонты собственного преодоления (феномен постпартисипаторности). Такая утопическая перспектива позволяет заново осмыслить социальное целое как переживаемое индивидом непосредственно (а не опосредованное в эстетической форме), а в виде новой культурной доминанты выдвинуть проект «коммунальной ассоциации» (Ф. Джеймисон).

В лекции были использованы материалы из книги Клэр Бишоп «Искусственные ады: партиципаторное искусство и политика зрительства» (2011), видео- и фото-документация различных коллективных перформансов, акций и проектов из каталога выставки «Перформанс в России: картография истории» (Музей современного искусcтва «Гараж», 2014), а также информация из свободных интернет-источников.


Опубликовано: 8 апреля 2015