МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Открытая лекция-презентация А. В. Королёва «Альбом “Коллекция князей Лихтенштейн”: опыт подготовки текстов для иллюстрированной книги по искусству. Проблема жанра»

Открытая лекция-презентация А. В. Королёва «Альбом “Коллекция князей Лихтенштейн”: опыт подготовки текстов для иллюстрированной книги по искусству. Проблема жанра»

В понедельник, 18 декабря, в Белом зале Российского института истории искусств состоялась открытая лекция-презентация «Альбом “Коллекция князей Лихтенштейн”: опыт подготовки текстов для иллюстрированной книги по искусству. Проблема жанра» кандидата философских наук, старшего научного сотрудника сектора изобразительных искусств и архитектуры А. В. Королева (цикл семинаров «Задачи и методы изучения искусств»).

Иллюстрированные книги по искусству всегда пользовались в нашей стране большой популярностью. Сегодня их полиграфическое качество, доступность и разнообразие на фоне вечного советского дефицита и примитивных по сравнению с современными технологий печати свидетельствуют о значительном прогрессе.

Что касается ситуации с текстами в иллюстрированных книгах, то здесь наблюдается обратный процесс. Появилось много переводов, которые без учитывающей специфику профессионального языка редактуры не имеют смысловой когерентности и воспринимаются как трудночитаемый набор фактов. Часто текст в иллюстрированной книге представляет собой компиляцию общих сведений из интернета или, наоборот, выглядит как нечто чрезвычайно наукоемкое, ничем не отличающееся от статьи в университетском сборнике или научной справки в каталоге. Как результат — текст в иллюстрированной книге по искусству стал чем-то вроде ритуальной части, а ответы на вопросы, которые возникают у читателя в связи с картинками, ищутся в интернете, и порождает их не текст.

В советские годы главной угрозой для иллюстрированной книги по искусству была идеология. Она требовала внесения в текст определенных имен и цитат, хотела видеть в книге политически правильные изображения, откорректированные мнения и т. д. В постсоветские годы место идеологии занял рынок. Он значительно снизил требования к содержательной части и стал слишком часто пренебрегать услугами квалифицированных редакторов. Советские искусствоведы научились обходить идеологические препоны, и многие советские книги по искусству воспринимаются сегодня как образцы жанра.

Что нужно сделать, чтобы ответить на вызов, с одной стороны, рынка, а с другой — того способа получения информации об образах, который предложен цифровым миром? Иными словами, каким должен быть текст в иллюстрированной книге по искусству сегодня? Разобраться в этом вопросе можно на примере подготовки текстов к альбому, посвященному картинной галерее князей Лихтенштейн.

 


Опубликовано: 18 декабря 2023 / Обновлено: 25 декабря 2023