Открытая лекция О. А. Федорченко «Балетмейстер Жан Коралли — не только автор “Жизели”»
В понедельник, 18 марта, в Белом зале РИИИ состоялась открытая лекция кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника сектора источниковедения, исследователя истории балета XIX века Ольги Анатольевны Федорченко «Балетмейстер Жан Коралли — не только автор “Жизели”» (цикл семинаров «Задачи и методы изучения искусств»).
Имя танцовщика и хореографа Жана Коралли (1779–1854) находится где-то на периферии истории балета, уступая в историческом масштабе более страстным и оригинальным Филиппо Тальони и Жюлю Перро, которые стали «главными балетмейстерами эпохи романтизма». Между тем с Филиппо Тальони Коралли был ровесником, а пылкий Жюль Перро своей карьерой классического танцовщика, а затем и балетмейстера во многом обязан Коралли.
Современник Великой Французской революции, Коралли начал карьеру в эпоху Наполеона, творил во время Реставрации и Июльской монархии, став свидетелем беспорядков 1848 года, способствовал сохранению балетной труппы Парижской оперы в деятельном состоянии. Он 19 лет (1831–1850) был главным балетмейстером Оперы, возглавляя театр во время важнейших свершений романтического балета: во время его руководства состоялись премьеры «Сильфиды» и «Жизели».
На сцене Оперы он поставил 11 спектаклей: больше, чем другие столпы романтизма, сочинявшие балеты для главной французской сцены — Филиппо Тальони (пять балетов) и Жозефа Мазилье (семь балетов). Однако история связала его имя лишь с постановкой «Жизели» (1841), причем славу хореографа этого идеального балета Жану Коралли пришлось разделить с Перро.
Недооценило его искусствоведение ХХ века: главный исследователь европейского романтического балета Айвор Гест припечатал Коралли определением «унылая фигура», что мало коррелируется с сочиненными Коралли восхитительными романтическими ансамблями «Жизели» и «Пери», страстной качучей из «Хромого беса».
На лекции речь шла об уникальной фигуре танцовщика и балетмейстера Жана Коралли, о его карьере европейского танцовщика (он выступал на крупнейших театральных сценах Вены, Милана, Лондона, Парижа), о его деятельности в театре «Порт Сен-Мартен», который служил своеобразным «трамплином» для покорения Оперы, о почти двадцатилетней службе на посту главного балетмейстера Парижской оперы, где он создавал спектакли для хореографических звезд — Марии Тальони и Фанни Эльслер.
Опубликовано: 18 марта 2024 / Обновлено: 4 апреля 2024