Открытая лекция А. В. Королева «О целях и задачах искусствоведения как науки. На примере анализа образной структуры Капеллы Медичи Микеланджело»
18 ноября 2025 года в 16.00 в Зеленом зале РИИИ состоится открытая лекция кандидата философских наук, старшего научного сотрудника сектора изобразительных искусств и архитектуры А. В. Королева «О целях и задачах искусствоведения как науки. На примере анализа образной структуры Капеллы Медичи Микеланджело» (цикл семинаров «Задачи и методы изучения искусств»).
Главной задачей искусствоведения как науки является проблематизация истолкования отдельного памятника. В этой области лежат наибольшие возможности для дальнейшего прогресса. В эпоху тотальной доступности информационных источников объем научных знаний общего и теоретического характера достиг того предела, когда его умножение (новыми текстами) выглядит нецелесообразным (Бритва Оккама). Только изучение отдельного произведения дает исследователю возможность добиться признания научной ценности своей работы. Примером тому может случить Капелла Медичи Микеланджело. Это произведение упоминается бесконечное число раз в громадном корпусе текстов о Микеланджело, о Ренессансе, об искусстве Нового времени. Как почти у каждого произведения Микеланджело, у этого памятника есть собственная библиотека отдельных статей, в том числе светил науки (Толнай, Попп). Несмотря на это, научное знание о Капелле может быть обновлено за счет новых вводных.
Самая знаменитая и оригинальная часть гробницы — это четыре лежащие нагие фигуры, которые олицетворяют День, Ночь, Утро и Вечер. В ренессансном искусстве образы времени нередко сопровождали смерть, однако антропоморфное решение Микеланджело уникально. Чаще всего эти фигуры интерпретируют в универсальном художественном смысле, в результате чего их связь с категориями времени оказывается вытеснена на второй план. Однако если эту связь вернуть, то можно прийти к выводу, что сверхчеловеческая телесность двух мужских и двух женских фигур, а также их символика и пластические мотивы отсылают к космосу, зацикленному в бесконечно медленном движении космических тел по идеальным орбитам. Астральная семантика этих четырех «сползающих» тел заставляет вспомнить, что в те же годы, когда Микеланджело работал над этими статуями, Николай Коперник готовил к выходу свою книгу «О вращении небесных сфер» (1541). И что делают космические тела, если не ползут по небу? И разве не таким путем они запускают неумолимое время, которое успело поглотить к 1519 году тех капитанов, чьи личности увековечила гробница, к 1535-му обоих Медичи-заказчиков, а к 1734 году весь этот род? Выявление космической семантики в обнаженных фигурах Капеллы позволяет полностью пересмотреть представление об авторской концепции этого уникального ансамбля. Самой блестящей гробницы за всю величайшую историю традиции создавать великие надгробия.
Опубликовано: 18 ноября 2025