Орловские чтения: Актуальные проблемы современного сравнительного искусствознания
1–3 декабря сектор инструментоведения РИИИ проводит Второй международный конгресс «Орловские чтения: Актуальные проблемы современного сравнительного искусствознания», посвященный выдающемуся музыковеду-философу Генриху Александровичу Орлову (1926–2007). В конгрессе принимают участие около 40 докладчиков из различных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Саратов, Краснодар, Киров, Астрахань), а также других стран (Астана, Казахстан; Трабзон, Турция; Клайпеда, Литва; Нью-Йорк, США).
Научная программа конгресса сфокусирована на сравнительных исследованиях различных этнических культур, историко-культурных цивилизаций и на выявлении межвидовых художественных универсалий, поисках определяющих структурных и эстетических нормативов построения текста в пространственных и временных искусствах.
По заявленной проблематике в программу включены две презентации книг:
1) «Сравнительное искусствознание — XXI век. Вып. 1.: Наследие Генриха Орлова и актуальные проблемы современного сравнительного искусствознания»: Сборник статей и материалов / Ред.-сост. О. В. Колганова; отв. ред. И. В. Мациевский]. СПб.: РИИИ, 2014.
2) Овчинникова Ю. Музыкальное МироТворчество: традиционная музыка народов мира в духовно-экологической цивилизации. М.: МГУ, 2013.
В рамках конгресса также состоятся: 1) семинар по сравнительному искусствознанию на тему «Вопросы пространственного анализа музыки»; 2) демонстрация документального фильма московской Группы социокультурной психологии и антропологии «”И звучит доныне песня, людям в душу западая”. Музыкальная культура с. Байгазино Бурзянского района Республики Башкортостан»; 3) экскурсия «История и обитатели Зубовского особняка» (ведущая н. с. сектора источниковедения Тамара Исмагулова); 4) концертные выступления.
По итогам конгресса запланирован сборник научных статей (объем 12 п. л.).
Программа
Второго Международного конгресса «Орловские чтения:
Актуальные проблемы современного сравнительного искусствознания»
1 декабря (понедельник)
11.00–14.00 Зеленый зал
11.00 Открытие конгресса
Елена Всеволодовна Третьякова (директор Российского института истории искусств)
Пленарное заседание
Людмила Ковнацкая (Санкт-Петербург)
Генрих Орлов — жизнь и судьба
Александр Никаноров (Санкт-Петербург)
Опыт библиографии печатных трудов Генриха Александровича Орлова
Стендовый доклад: Николай Гаврюшенко (Краснодар)
«Порядок музыки» в концепции Г. А. Орлова
Игорь Мациевский (Санкт-Петербург)
Об отражении структуры мироздания в музыке, временных и пространственных видах искусства карпатских традиций
Юлия Овчинникова [Баркова] (Москва)
Единство с миром по ту сторону различий и изменений: отношение «Человек–Мир» в традиционных музыкальных культурах
13.30–14.30 Экскурсия «История и обитатели Зубовского особняка» (ведет н. с. сектора источниковедения Тамара Исмагулова)
14.30–15.30. Обед
15.30–18.00 Зеленый зал
Алиса Тимошенко (Санкт-Петербург)
Сравнительное искусствознание в эпоху глобализма
Игорь Соловьев (Петрозаводск, Республика Карелия)
Кинетика в контексте мусических искусств саами
Марина Горбунова (Москва, Россия; Трабзон, Турция)
Символика и синтез элементов турецкой культуры в традиционном военно-этническом оркестре «Мехтер»
Владимир Лисовой (Москва)
Антропоморфные аэрофоны Месоамерики: музыка или скульптура?
Стендовый доклад: Татьяна Карташова (Саратов)
Системная модель музыкальной культуры Индии
Презентация книги Ю. С. Барковой (Овчинниковой) «Музыкальное МироТворчество: традиционная музыка народов мира в духовно-экологической цивилизации» (М.: МГУ, 2013).
Демонстрация документального фильма Группы социокультурной психологии и антропологии «”И звучит доныне песня, людям в душу западая”. Музыкальная культура с. Байгазино Бурзянского района Республики Башкортостан» (2012 г., 27 мин.).
Кофе-брейк
2 декабря (вторник)
11.00–14.00 Белый зал
Стендовый доклад: Валентина Моисеева (Петрозаводск, Республика Карелия)
О явлении буквенно-цифровой табулатуры в европейской музыкальной письменности XVIII–XIX веков
Владимир Радченков (Санкт-Петербург)
Клавесиностроение XX века: потеря и восстановление связи с исторической традицией
Наталья Калентьева (Санкт-Петербург)
Аутентичное исполнительство: два поколения, два подхода
Андрей Денисов (Санкт-Петербург)
Формы стилизации в музыке — к проблеме классификации
Стендовый доклад: Владислав Петров (Астрахань)
Синтез искусств в инструментальном театре: сопоставление драматургических пластов
Ирина Вискова (Москва)
Стилистика «религиозного минимализма» в духовных сочинениях Г. Гурецкого: от кризиса новаторства к торжеству традиции
Елена Николаева (Москва)
Дух и материя музыки (по страницам литературно-эпистолярного наследия Николая Корндорфа)
Светлана Чащина (Киров)
К проблеме кросс-модальной природы интонационного ритма
Любовь Купец (Петрозаводск, Республика Карелия)
Читая учебники, или Н. А. Римский-Корсаков как культурный герой (по материалам российских учебных изданий второй половины XX — начала XXI века)
Маргарита Вахрушева (Санкт-Петербург)
Эволюция отечественной гитарной педагогики на принципах сопоставления академической и традиционной систем
14.00–15.00. Обед
15.00–18.00 Белый зал
Дмитрий Зисл Слепович (Нью-Йорк, США)
Региональные стили в записях восточноевропейской еврейской музыки 1-й половины ХХ века и современное клезмерское исполнительство
Римантас Слюжинскас (Клайпеда, Литва)
Литовский этнос и литовское фольклорное наследие в степях Заволжья
Алевтина Михайлова (Саратов)
Феномен бытования саратовской гармоники в свете межкультурных взаимодействий этносов Поволжского региона
Надежда Александрова (Санкт-Петербург)
Структурные и функциональные аспекты в становлении инструментально-вокального жанра удмуртской традиционной музыки эктон гур
Стендовый доклад: Лилия Вишневская (Саратов)
Традиционная вокальная полифония карачаевцев в контексте византийского церковного многоголосия
Светлана Косырева (Петрозаводск, Республика Карелия)
Финно-угорские этномузыкальные системы: Проблемы изучения монодии и многоголосия
Пернебек Шегебаев (Астана, Казахстан)
О многомерности монодии в казахской домбровой музыке
Динара Булатова (Санкт-Петербург)
Сравнительная морфология тюркских смычковых хордофонов в связи с материалом струн
Ксения Евсеева (Санкт-Петербург)
Об основных типах сравнения ансамблей андреевской традиции
Владимир Самодуров (Санкт-Петербург)
Щипковые инструменты Средневековья и развитие исполнительского мастерства на русских народных музыкальных инструментах
3 декабря (среда)
11.30–14.00 Белый зал
Ангелина Алпатова (Москва)
Фантастические образы в музыке и кинематографе: творческие поиски латиноамериканских и русских композиторов
Андрей Андреев (Санкт-Петербург)
О принципах исследования понятийного аппарата в современном научном киноведении
Ирина Чудинова (Санкт-Петербург)
Слушание, видение света, осязание: аудиальный ландшафт православного храма как «икона незримого»
Елена Воробьева (Санкт-Петербург)
Р. У. Трайн. «В гармонии с бесконечностью»: к пониманию концепции света в опере «Святая Сусанна» П. Хиндемита
Ольга Колганова (Санкт-Петербург)
История одного доклада о светокрасочности (Г. Гидони, ГИИИ, 1925).
Наталия Сапунова (Санкт-Петербург)
Синопсия — синтез цвета и музыки или новый вид искусства
14.00–15.30. Обед
15.30 Белый зал
Семинар по сравнительному искусствознанию «Вопросы пространственного анализа музыки». Ведущий: И. В. Мациевский
16.30 Белый зал
Презентация первой части сборника «Сравнительное искусствознание – XXI век. Вып. 1.: Наследие Генриха Орлова и актуальные проблемы современного сравнительного искусствознания» (СПб., 2014).
Опубликовано: 1 декабря 2014 / Обновлено: 2 декабря 2014