МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Научная конференция «Женщина в искусстве и искусствоведении. XX век»

Научная конференция «Женщина в искусстве и искусствоведении. XX век»

В понедельник, 11 декабря, в Зеленом зале РИИИ сектор изобразительного искусства и архитектуры провел научную конференцию «Женщина в искусстве и искусствоведении. XX век».

Конференция имеет целью еще раз обратиться к вопросу о роли женщин в искусстве, прежде всего в XX веке. Полвека назад Линда Нохлин поставила вопрос: «Почему не было великих женщин художниц?» Несмотря на то что понятие о «великом художнике» утратило определенность содержания и стало в целом неактуальным, можно сказать, что последнее столетие выдвинуло множество выдающихся художниц и на женщину как художницу давно уже никто не смотрит с предубеждением. По Нохлин, отсутствие женских имен на Парнасе объяснялось социальными факторами и маскулинной идеологией традиционной западной культуры. Однако женщинам удалось не только доказать свою способность состязаться с мужчинами — они создали свое собственное феминистское искусство. На конференции женский вопрос будет рассмотрен по возможности многосторонне: от образов женщины в изобразительном искусстве и вопросов женской карьеры в искусстве до истории и критики феминистической теории, от древних загадок соотношения женского, мужского и других начал в сфере эстетики и художественного творчества до наблюдений за ролью женщины в художественной культуре XX – начала XXI века. Новацией конференции будет привлечение сюжетов из социальной и психологической истории искусствоведения, музейного и кураторского дела, педагогики искусства и художественного воспитания — областей, которые просто невозможно представить себе без активной роли женщин. Искусствоведка, писательница об искусстве, экскурсоводка, кураторка и т. д. должны наконец-то привлечь к себе внимание коллегиальной рефлексии.

ПРОГРАММА

Иван Чечот. Женское в феномене Паолы Волковой, искусствоведа и просветителя

Александр Королев. Викторина Меран в картинах Эдуарда Мане и в феминистском дискурсе

Олег Бурьян. Генри Мур и его русская жена

Анна Пастухова. Женское письмо в искусствоведении модернизма

Татьяна Вельмейкина. В поисках значимости: Вернон Ли и ее женский идеал в искусстве и жизни

Ксения Безгина. Художницы Флюксуса. Открытый и скрытый феминизм

Анастасия Теплых. Категория тела в современном феминистском искусстве

Анастасия Наумова. «Африканские» образы в творчестве Лоис Мейлу Джонс в контексте Пикассовских представлений об Африке

Марина Синило. Прекрасные Мадонны как образец женственности. Средние Века и настоящее время

Мария Лекарева. Образ Альмы Малер-Верфель в произведениях Оскара Кокошки

Екатерина Бокарева. Художницы в мире прикладного искусства: ученицы М. Е. Месмахера

Василиса Дмитриева. Анти(метод) Линды Нохлин: критика и апроприация в современном феминистском искусствоведении


Опубликовано: 11 декабря 2023 / Обновлено: 15 декабря 2023