Научная конференция «Святой преподобный Сергий Радонежский: роль в становлении отечественной культуры и отражение облика в искусстве»
6–7 мая 2024 года Российский институт истории искусств провел научную конференцию, посвященную 710-летию святого преподобного Сергия Радонежского. Конференция приурочена также к 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне и пройдет в рамках макроцикла мероприятий РИИИ «Под знаменами Победы».
Образ Сергия Радонежского неразрывно связан с историей России. Влияние, оказанное Сергием на становление государственности и духовной культуры нашей страны, столь велико, что даже по прошествии семи веков со дня его рождения невозможно говорить о достаточном осознании культурно-исторической миссии, которую он выполнил за неполные восемьдесят лет своей жизни. Высочайший авторитет среди простого народа и сильных мира сего Сергий Радонежский приобрел каждодневными трудами и подвигами, живым примером вдохновляя учеников и современников на достижения в религиозной, нравственной, социальной, культурной сферах, а также во многих иных видах деятельности, связанных с обустройством жизни общества и государства.
Импульс духовного строительства, данный святым Сергием, способствовал формированию на Руси единого мощного и централизованного культурного пространства, укрепленного и расширенного впоследствии его многочисленными учениками и последователями. Исторически своевременная, точная и тонкая закладка культурных доминант явилась выдающимся деянием Сергия, обусловившим крепость, жизнестойкость и богатство всего последующего духовного развития Руси.
В ходе конференции было предложено рассмотреть и осмыслить значение роли Сергия Радонежского в становлении культуры России, проследить историю формирования в искусстве многогранных черт внешнего и внутреннего — духовного облика преподобного. Соответственно задачам, работа проводилась в рамках двух секций конференции, первая из которых посвящена проблеме осмысления роли преподобного в становлении отечественной культуры, вторая — истории и традиции воплощения облика святого Сергия в искусстве.
ПРОГРАММА
6 мая, 13.00
Приветствие митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия
А. Л. Казин, доктор философских наук, профессор, научный руководитель Российского института истории искусств (РИИИ). — Святой Сергий Радонежский и судьба Отечества
В. В. Василик, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Санкт-Петербургского государственного университета. — Образ преподобного Сергия Радонежского в богослужебных текстах: исторический и богословский аспект
О. Б. Сокурова, доктор культурологии, доцент Санкт-Петербургского университета, ведущий научный сотрудник РИИИ. — Святой преподобный Сергий как строитель и хранитель Русского мира
С. И. Реснянский, доктор исторических наук, профессор Российского университета дружбы народов (РУДН). — Служение Сергия Радонежского и традиции исихазма на Руси
Г. В. Скотникова, доктор культурологии, профессор Санкт-Петербургского института культуры, ведущий научный сотрудник РИИИ. — Художественный мир Троице-Сергиевой пустыни: идея, созидание, исследование
Ю. А. Закунов, кандидат философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник, руководитель отдела наследования культуры Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва. — Историософия русской цивилизации в контексте духовного наследия преподобного Сергия Радонежского
О. В. Губарева, кандидат культурологии, старший научный сотрудник РИИИ. — Нравственное начало русской культуры
М. Н. Цветаева, доктор культурологии, кандидат искусствоведения, профессор Санкт-Петербургского института кино и телевидения. — «Образ кротости и смирения»: лики преподобного Сергия Радонежского в русской живописи
Г. В. Ковалевский, кандидат искусствоведения, научный сотрудник РИИИ. — Монастыри и города учеников Сергиевых: сакральная география Руси
И. А. Мозолевская, аспирантка РИИИ. — Образ преподобного Сергия Радонежского и Троице-Сергиевой лавры на паломнических реликвиях и сувенирах ХIХ — начала ХХ века
7 мая, 13.00
А. К. Крылов, академик РАХ, профессор, руководитель персональной мастерской церковно-исторической живописи СПбАХ им. И. Е. Репина, заслуженный художник России. — Черты Высокого Русского стиля в церковном искусстве эпохи преподобного Сергия Радонежского
Н. С. Серегина, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник РИИИ. — Епифаний Премудрый и Сергий Радонежский: эпоха нового начала
Е. А. Скоробогачева, доктор искусствоведения. — Интерпретация образа святого Сергия Радонежского художниками России конца XIX — первой половины ХХ века
П. Ю. Климов, кандидат искусствоведения, заведующий отделом живописи второй половины XIX — начала XXI века Государственного Русского музея. — «Посмотрим, что дала мне Европа»: первое заграничное путешествие М. В. Нестерова и первый «сергиевский цикл» (к проблеме формирования образа преподобного Сергия Радонежского в творчестве художника конца 1880-х — 1890-х годов)
И. А. Чудинова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник РИИИ. — Троице-Сергиева пустынь Петербурга в истории музыкальной культуры XIX века
В. Л. Мельников, кандидат культурологии, генеральный директор АНО «Центр культурных и научных проектов “АРС”» (Санкт-Петербург), лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области искусства, литературы и архитектуры. — О мемориальных предметах — свидетельствах почитания преподобного Сергия Радонежского в петербургских семьях Рерихов и Митусовых
В. Ф. Познин, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник, заведующий сектором кино и телевидения РИИИ. — Образ Сергия Радонежского в документальных фильмах
М. М. Юрьева, заместитель директора РИИИ. — Русская вокальная традиция в свете заветов преподобного Сергия Радонежского
А. А. Тимошенко, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник РИИИ. — Образ преподобного Сергия Радонежского в современной хоровой музыке. Топосы русской духовной традиции
А. Б. Никаноров, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник РИИИ. — Колокола и колокольные звоны Троице-Сергиевой лавры (некоторые материалы кампанологических экспедиций 1970-х — 1990-х годов)
Оргкомитет конференции:
Дмитрий Анатольевич Шумилин (председатель), кандидат искусствоведения, директор Российского института истории искусств, главный редактор журнала «Временник Зубовского института»
Александр Леонидович Казин (сопредседатель), доктор философских наук, профессор, научный руководитель Российского института истории искусств
Павел Юрьевич Климов (сопредседатель), кандидат искусствоведения, заведующий отделом живописи II половины XIX — начала XXI века Государственного Русского музея
Александр Константинович Крылов, академик Российской академии художеств, профессор, руководитель персональной мастерской церковно-исторической живописи Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, заслуженный художник России
Елена Пантелеевна Яковлева, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств
Виталий Федорович Познин, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник, заведующий сектором кино и телевидения Российского института истории искусств
Наталья Семеновна Серегина, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств
Алиса Анатольевна Тимошенко, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник, руководитель научного подразделения Российского института истории искусств
Ирина Анатольевна Чудинова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Российского института истории искусств
Владимир Леонидович Мельников, кандидат культурологии, генеральный директор АНО «Центр культурных и научных проектов “АРС”» (Санкт-Петербург), лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области искусства, литературы и архитектуры
Александр Борисович Никаноров, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Российского института истории искусств
На заставке: М. В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889–1890. Государственная Третьяковская галерея. URL: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8447
Опубликовано: 6 мая 2024 / Обновлено: 18 июня 2024