Научная конференция «Петербург. XIX век. Критики, писатели, ученые о музыке и музыкантах»
24–25 октября сектор музыки РИИИ провел научную конференцию «Петербург. XIX век. Критики, писатели, ученые о музыке и музыкантах».
Изучение истории — фактов, процессов, проблем музыкальной культуры и искусства Петербурга — началось с начала XIX века и продолжается по сей день. Критики, писатели, ученые, творцы, художники XIX–XXI веков избирали и продолжают избирать в качестве стимула для собственных интеллектуальных штудий и творческих проектов как личностно привлекательные, так и актуальные для своего времени «объекты» музыкальной культуры, науки и искусства Петербурга XIX века. «Объекты» разные, и они многочисленны: от биографии и личности творца (композитора, исполнителя, критика, ученого) к произведению, тексту, интерпретации, от полемики критиков к научным теориям, проблемам историографии и др. Наши «герои» — это те, о ком пишут и кто пишет. Наши вопросы — это вопросы полемически острые, неоднозначные, проблемные, которые задают и обсуждают современники, мемуаристы, критики, отечественные и зарубежные ученые, композиторы, художники, кинематографисты XIX–XXI веков.
24 октября, понедельник
11.00. Утреннее заседание. Белый зал
Аркадий Иосифович Климовицкий — И. С. Бах и Л. Бетховен В. Ф. Одоевского
Михаил Александрович Сапонов — Петербургские сувениры Роберта Шумана
Анна Петровна Груцынова — Музыкальный Петербург 1840 года в восприятии композитора-иностранца
Татьяна Валерьевна Берфорд — «Полемика князей» и проект русской консерватории: супруги Буше в России
Кофе-пауза
14.00. Вечернее заседание. Белый зал
Ольга Анатольевна Скрынникова — Игорь Стравинский о «Могучей кучке»: в поисках культурной идентичности
Марина Геннадьевна Долгушина — Сергей Константинович Булич о композиторах-дилетантах первой половины XIX века
Наталья Семеновна Серегина — Мария Павловна Блинова — скромный подвижник музыкальной науки
25 октября, вторник
11.00. Утреннее заседание. Зеленый зал
Станислав Евгеньевич Энглин — К истории российского музыкального антиковедения: Ливерий Антонович Саккетти об античных нотографических памятниках
Татьяна Васильевна Шабалина — Загадки и парадоксы ранней истории петербургской бахианы
Наталия Алексеевна Огаркова — «Автобиография» Александра Сергеевича Даргомыжского: версии публикаторов
Елена Семеновна Ходорковская — «О музыке в России» Антона Рубинштейна как манифест космополитического национализма
Кофе-пауза
14.00. Вечернее заседание. Зеленый зал
Дмитрий Анатольевич Шумилин — Один сюжет из истории становления русской фортепианной критики
Галина Владимировна Петрова — Камерные утра в Петришуле: Полемика по страницам Sankt-Petersburgische Zeitung (1847–1848)
Марианна Александровна Константинова — Петр Иванович Гумбин. Парадоксы ангажемента
Анна Леонидовна Порфирьева — Семейство Ронкони
17.00. Концерт
Феличе Ронкони (Ronconi). Арии и Канцоны:
L’occhietto languidetto (1854)
La Mestizia (1863)
Addio a priutino (1858, текст Ф. Ронкони)
Anacreontica: Guarda che bianca luna (1854)
Три дуэта для меццо-сопрано и контральто (Duettini italiani, 1838):
Amicizia
Lo desto ognor
Deggio a te del giorno i rai
Исполнители:
Александра Паршина, лирическое меццо-сопрано
Лариса Селиверстова, драматическое меццо-сопрано
Cветлана Жилинская, фортепиано
Орг. комитет:
Огаркова Наталия Алексеевна — natalia.ogarkova@gmail.com
Константинова Марианна Александровна — maryann.kon@gmail.com
Опубликовано: 24 октября 2016 / Обновлено: 26 октября 2016