Научная конференция «Pax sonoris: музыкально-исторические ландшафты культуры», посвященная 80-летию А. И. Климовицкого
В среду, 27 сентября, в РИИИ прошла научно-практическая конференция «Pax sonoris: музыкально-исторические ландшафты культуры», посвященная 80-летию главного научного сотрудника, доктора искусствоведения, профессора, Заслуженного деятеля искусств Аркадия Иосифовича Климовицкого.
Аркадий Иосифович Климовицкий — выдающийся ученый-музыковед, профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, автор множества научных статей и нескольких монографий.
Научное творчество и педагогическая деятельность А. И. Климовицкого — значительная страница в истории российского музыкознания. Еще в молодые годы ученый сформулировал принципы семантического анализа тематизма, благодаря которым его аналитические труды стали образцом для нескольких поколений российских исследователей музыкальной классики. Продолжая вести курс музыкального анализа в Петербургской консерватории, профессор Климовицкий открывает разнообразные возможности интерпретации музыкальных смыслов сегодняшним студентам. Помимо жанрового анализа тематизма и его развития, это контекстуальные методы анализа музыкальных произведений в их взаимодействии с культурной парадигмой, а также взаимодействие творческих методов художников, действующих в разных искусствах. Особенно значительны достижения А. И. Климовицкого в области анализа смыслов, например музыкальных сочинений Чайковского, в соотношении с литературной культурой России XIX века. Научные тексты Климовицкого о Чайковском имеют безусловное влияние на всех, обращающихся к его творчеству, и ведут в конечном счете к новому пониманию механизмов культуры.
В конференции приняли участие ученики, коллеги, друзья; это скромное подношение любимому мэтру в виде некоторых интересующих его тем и идей.
Программа
15.00–17.00, Зеленый зал
Г. В. Ковалевский, канд. искусствоведения, научный сотрудник сектора музыки РИИИ. — Искусство как пространство общения
Н. А. Брагинская, канд. искусствоведения, доцент, проректор по научной работе Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. — Игорь Стравинский, ор. 5: из истории возрождения
Д. А. Шумилин, канд. искусствоведения, зам. директора по научной работе РИИИ. — Проблемы прочтения и исполнения световой партитуры «Прометея» Скрябина
Г. В. Петрова, канд. искусствоведения, старший научный сотрудник сектора музыки РИИИ. — «La damnation de Faust» Г. Берлиоза: в поисках жанра
А. Л. Порфирьева, канд. искусствоведения, зав. сектором музыки РИИИ. — «Доктор Фаустус» сегодня
И. Г. Райскин, главный редактор газеты «Мариинский театр». — О некоторых аспектах сравнительного блоховедения в современном музыкознании. Tribute to D-r. A. Klimovitsky, Esquire
18.00–20.30, Белый зал
Джованни Альберто Ристори «Каландро».
Санкт-Петербургский камерный ансамбль.
Вступительное слово — Софья Кайкова
Опубликовано: 27 сентября 2017 / Обновлено: 19 октября 2017