МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Научная конференция «Образованный глаз. Проблемы просвещения, образования и воспитания в области истории искусств и искусствоведения». Вторая сессия

Научная конференция «Образованный глаз. Проблемы просвещения, образования и воспитания в области истории искусств и искусствоведения». Вторая сессия

Во вторник, 18 июня, в Белом зале РИИИ сектор изобразительных искусств и архитектуры провел вторую сессию Научной конференции «Образованный глаз. Проблемы просвещения, образования и воспитания в области истории искусств и искусствоведения».

«Понятие “образованный глаз” принадлежит Буркхарду и Вельфлину, отцам-основателям исторической науки об искусстве. Его фундаментальный характер определяется тем, что только для этой науки оно имеет всеобъемлющее значение. В изучении музыки, театра и литературы тоже очень важен “образованный глаз”, но там он играет роль помощника и советчика. В изучении изобразительного искусства и архитектуры (и их наследников) “образованный глаз” выступает в качестве судии. Понятие “образованный глаз” имеет ярко выраженный университетский характер. Глаз преподавателя восходит к предмету, образуя других, нацеливаясь на то, чтобы глаз других тоже стал “образованным”. Таким образом, “образованный глаз” — это всегда актуальная для науки об искусстве проблема метода».

Эти слова взяты из анонса первой сессии конференции «Образованный глаз», которая прошла в РИИИ 10 апреля 2023 года. Она была приурочена к семидесятилетию заведующего сектором изобразительных искусств и архитектуры Ивана Дмитриевича Чечота и имела юбилейный характер. Учитывая важность темы, значительное число заявок на участие, живой отклик у заинтересованной публики, 18 июня 2024 года была организована вторая сессия. Она продолжила заниматься вопросом, что есть «образованный глаз» в искусстве и искусствоведении.

 

Программа

Иван Саблин, РИИИ. — Die Kunst ist lange bildend, ehe sie schön ist

Знаменитая формула Гёте из статьи 1773 года «О немецкой архитектуре» не получила, как кажется, распространения в русскоязычной среде — в силу очевидной трудности перевода, который должен бы оказаться адекватен блестящей способности великого писателя давать определения всему и вся. Русский вариант данного текста, опубликованный 200 лет спустя, предлагает в этом месте нечто совсем уж негодное. Автор же настоящего доклада, из года в год в своей педагогической практике обращаясь к этому сюжету и к этой цитате, смеет надеяться, что не сразу, но со временем все же смог отыскать более-менее верную передачу смысла для столь замечательного фрагмента.

Александр Королев, РИИИ. — Необразованный глаз в искусствоведении

Образованный глаз – искусствоведческая категория, затрагивающая самые тонкие настройки профессиональной оптики, и потому отличающаяся повышенной сложностью употребления. Для того, чтобы разобраться в проблематике образованного глаза в искусстве и искусствоведении, стоит обратить внимание на такой искусственный конструкт как «необразованный глаз». Это не только позволит четче определить границы основного понятия, но и даст возможность использовать преимущества contradictio in contrarium – доказательства от противного. Заодно можно обратить внимание на преимущества «необразованного глаза». История искусства и искусствоведения знает случаи, когда образованность вводила в заблуждение или мешала развитию, также знает она и примеры, когда необразованность служила прогрессу. Одним из них можно считать решение проблемы надписи в картине Пуссена «Аркадские пастухи».

 

Иван Чечот, РИИИ. — Наблюдение и наблюдение наблюдения в теории общества и искусства Никласа Лумана

Доклад посвящен известному социологу Н. Луману и его понятию «наблюдение», положенному в основу его теории искусства общества. Вместо ценностно нагруженного понятия «видения» (восприятия, созерцания), тем более культуры, в том числе научной культуры видения, выдвигается нейтральный феномен наблюдения и наблюдения за наблюдением. Наблюдение немедленно транслируется по каналам коммуникации, как внутри наблюдателя, так и в пространстве между наблюдателями. Наблюдение н наблюдение наблюдения порождают описания и описания описаний, не лишенные оценочных коннотаций. Описания становятся описаниями второго порядка. Все это создает искусство как предмет общественного внимания. Все наблюдения и описания равноценны и участвуют в функционировании системы искусства. Данная теория является во многом адекватной для современного состояния системы искусства и ее самописания. Воспитание воспринимающего отменяется и заменяется контролем и самоконтролем наблюдения и описания.

Андрей Лейкин, РИИИ. Историк искусства барон Н. Н. Врангель и его вклад в просвещение, образование и изучение русского искусства XVIII — первой половины XIX века 

В истории искусства, как и в общей истории, всегда есть сюжет, незаслуженно забытый или недооцененный. Нет значительной разницы — это «темные века» в истории или «готика» в истории искусства, — отношение ученых к этим вопросам формируется под влиянием многих факторов и подчас однобоко. Однако это дает возможность историкам новых поколений переоткрывать, реабилитировать и актуализировать ушедшее.

В начале XX века русское искусство XVIII века не представляло ценности в глазах ученых и общества, не вызывало интереса, и ему был вынесен однозначный приговор — чуждо.

Ученым, вернувшим русское искусство XVIII — первой половины XIX века в актуальную повестку, был барон Николай Николаевич Врангель. Вся его научная и просветительская деятельность была нацелена на изучение искусства этого периода во многих ее проявлениях: живопись, скульптура, дворянский быт, частное коллекционирование. В своей просветительской деятельности он был неутомимы организатором: выставки, журналы (прежде всего «Старые годы»), участвовал в сохранении культурного наследия и активно призывал к этому других, стал одним из отцов-основателей Института истории искусств, в котором с 1913 года начал свою преподавательскую работу.

В докладе будет сделан акцент именно на научно-просветительской деятельности барона Врангеля, на его вкладе в изменении отношения к русскому искусству и его популяризацию.

Олеся Карпуша, РИИИ. — Арт-колледжи как среда формирования творческой личности (на примере Великобритании 1950-х — 1970-х годов)

Что объединяет Ричарда Гамильтона и Брайна Ферри, Питера Блейка и The Who? В рамках доклада предлагаем обратиться к теме арт-колледжей Великобритании 1950-х — 1970-х годов. Рассмотрим, как складывалась система художественного образования в Великобритании. Посмотрим, какими были обстановка и образовательные принципы этих учебных заведений в начале 1960-х годов, когда в стенах арт-колледжей популярная музыка, соединившись с актуальными тенденциями в области изящных искусств, стала проводником этих идей в молодежной среде. О том, «как художники придумали поп-музыку, а поп-музыка стала искусством». Коснёмся и упадка арт-колледжей, постигшего их в ходе ряда реформ британского образования.

Алина Заляева, РИИИ. — От монументальности до иронии: как интерпретировать наследие жилой архитектуры ленинградского авангарда

Игорь Вдовенко, РИИИ. — Не только смотреть. Круг деятельности театроведов — сотрудников театрального разряда ГИИИ в 1920-х годах

Доклад посвящен кругу деятельности театроведов — сотрудников театрального разряда ГИИИ в 1920-х годах (А. Гвоздева, В. Всеволодского-Гернгросса, А. Пиотровского и др.).

Василиса Болдышева, автор журнала «Сеанс», лектор «Дома кино». — Популярные лекции о кино за 200–300 рублей как отдельный «образовательный» жанр: есть ли у слушателя новые запросы?

На конференции «Образованный глаз» выступающие рассуждали о методологии работы в научно-просветительских лекториях, в музеях — словом, в авторитетнейших институциях и в условиях столкновения с подлинниками. Тем временем не меньше вопросов вызывает и сильно расширившееся за последние годы пространство популярного лекторства, в частности, о кино. Кажется, что в связи с этим увеличением предложения лекций должен был поменяться и спрос на них — на подходы лекторов к материалу.

На основе личного опыта работы в лектории «Дома кино» докладчик предположит, какими могут быть эти подходы, и то, насколько они могут быть согласованы с процессами, происходящими в непосредственном кинопроизводстве, например, в российском. В отношении отечественного кино в СМИ все чаще звучит слово «индустрия». Но как говорят кинопрактики, «индустрии» так и не появилась: инфраструктура для кино не улучшилась… Но слово используется, оно в моде. Не является ли это указателем на то, что современный слушатель лекториев заинтересован в «производственной» теме?

Зорина Ольга, РИИИ. — Современная академическая музыка в России: миф, мем или…

Доклад посвящен аспектам восприятия современной музыки в России. Музыкальные критики и музыковеды создают вокруг современной академической музыки миф, силу и суть которого сами же и стараются с жаром опровергнуть. Распространенная стратегия апологии «не такого искусства» априори провальна. И в этом кроется главная методическая ошибка музыковедов и популяризаторов современной музыки. Новейшее искусство подобно единому в своем многообразии бартовскому тексту. Оно существует в новом пространстве игры – клубящемся облаке смыслов. Правила этой игры и карта пути, ведущего к постижению концептов композитора, теперь в руках слушателя. В такую музыку легко «войти» и полюбить. В докладе мы представим одну из возможных стратегий ее изучения и популяризации.


Опубликовано: 18 июня 2024 / Обновлено: 25 июня 2024