Научная конференция «Модернизм и проблема национального»
В понедельник, 13 ноября, Зеленом зале РИИИ прошла научная конференция «Модернизм и проблема национального».
До модернизма теоретики и историки в основном склонялись к мысли, что особенности национальной культуры дают искусству то «своеобразие» («самобытность» и пр. слова), которое позволяет различать его «по школам». Модернизм отказался от традиции и самобытности, сделал ставку на новое как таковое и формально устранил эту специфику. Отныне у каждого художника критики констатировали наличие или отсутствие своего собственного индивидуального языка, а также причастности к тому или иному методу, «изму»; напротив, общность внутри национальной школы становилась невозможна. По своей идеологии модернизм был космополитичен и/или интернационален, находился в антагонизме с национальными культурными тенденциями внутри буржуазных государств-наций или в рамках идеологии тоталитарных режимов.
Несмотря на такие «вводные», обращение к проблематике национального в связи с модернизмом сегодня кажется продуктивным.
Во-первых, свидетельством того, что национальное своеобразие модернизма существует, служит наличие многочисленных национальных версий историографии модернизма, которые очень сильно отличаются друг от друга и при этом достаточно полно характеризуют феномен. Этим модернизм принципиально отличается от истинного космополита постмодерна.
Во-вторых, отсутствие общего стиля у модернистов одного национально-географического пространства еще не означает, что их произведения лишены локального своеобразия. Нации в эпоху модернизма тоже пережили величайшие метаморфозы, оторвались от своих корней, но не перестали отличаться друг от друга. Подобное наблюдается и в искусстве этих наций.
В-третьих, продолжает дискутироваться само наполнение понятия модернизма. Если еще полстолетия назад явления национализма и расизма в XX веке выводились за пределы модернизма, то сегодня проявляется более острожная позиция. Тоталитарные режимы расово-национальной окраски были вполне модернистскими, не менее модернистским был и советский культурный проект (как в 1920–1930-х, так и в 1960–1980-х годах). Модернизм начинался не только с отказа, но и с ярчайшего акцента на национальном. Достаточно произнести такие имена из истории русского и западного искусства, как Н. Гончарова, М. Шагал, Э. Нольде, Чонтвари, Ороско, Ривера и многие другие.
ПРОГРАММА
Александр Королев. — Вступительное слово
Лаборатория по изучению национальных версий модернизма: Дарья Михайлова (Станислова Виткевич), Полина Дурдыева (Хильма аф Клинт), Анна Пастухова (Наталья Гончарова), Николь Шамис (Август Макке), Полина Головина (Эдвард Уодсворт), Александр Королев (Владимир Татлин)
АлексейБобриков. — Озанфан, пуризм, Франция
Иван Чечот. — Мондриан и Малевич. Откуда берутся общее и различия?
Диана Мухачева. — «Монументальное» и «национальное» в творчестве Ф. Кричевского и М. Бойчука
Александра Смолянская. — Модернизм, антимодернизм и «другое» искусство во второй половине XX века. Вернер Тюбке и коллекция Музея Людвига в Русском музее
Во второй половине XX века модернизм и антимодернизм делили карту художественного мира и бесконечно смешивались. Границы и пограничья послевоенного искусства наглядно демонстрирует коллекция Музея Людвига в Русском музее. Это целая панорама истории современного искусства с послевоенного времени до начала XXI столетия, включая живопись «официального художника ГДР» Вернера Тюбке. Исходя из логики собрания, искусство Тюбке вписывается в так называемый Второй модернизм. Парадоксальным образом антимодернизм, консерватизм и заряженность национальной европейской семантикой делают его живопись по-модернистски утопичной. В докладе предпринимается попытка определить место затерянной по ту сторону слухов, легенд и мифов живописи Вернера Тюбке в навигационной карте (пост-)модерна.
Игорь Вдовенко. — «Национальный по форме, социалистический по содержанию». Национальная политика 1920–1930 годов и становление институциональной системы советского театра
Влад Ярошенко. — Ловис Коринт: национальное в жизни и творчестве художника
Алина Заляева. — Расстекловки ленинградских жилмассивов в координатах (интер)национального в архитектуре
Расстекловки — это одна из ипостасей модернистских решеток в архитектуре, наиболее очевидная и наиболее хрупкая с точки зрения сохранности. Мелкозвеньевая расстекловка, разные варианты расстекловок с фрамугой и форточкой — то, что на первый взгляд представляется исключительно функциональным элементом, — играет ключевую роль в эстетике архитектуры Современного движения (Modern movement). Расстекловки ленинградской жилой архитектуры 1920-х — первой половины 1930-х годов выдают истоки заимствования архитектурных решений, автохтонную или зарубежную традицию, трансформированную при включении в новое авангардное целое архитектурного произведения.
Опубликовано: 13 ноября 2023 / Обновлено: 17 ноября 2023