МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Научная конференция «Михаил Иванович Глинка в культурном ландшафте эпохи» (220-летию композитора посвящается)

Научная конференция «Михаил Иванович Глинка в культурном ландшафте эпохи» (220-летию композитора посвящается)

В среду, 22 мая, в 12.00 в Зеленом зале Российского института истории искусств состоится научная конференция «Михаил Иванович Глинка в культурном ландшафте эпохи».

Михаил Иванович Глинка, чье 220-летие отмечается в этом году, несмотря на свой статус «классика» и «отцаоснователя» русской национальной школы музыки, по-прежнему остается одной из самых интригующих фигур, вызывая массу вопросов и давая пищу постоянно возобновляющимся дискуссиям. Одна из главных проблем восприятия и оценки глинкинского наследия — проблема соотношения русского и европейского. Значимую часть своей жизни композитор провел за пределами России, являясь поклонником разных видов и течений национальных музык — от современной итальянской оперы до испанских танцев. В Италии, слушая оперы Беллини и Доницетти в их собственной интерпретации с певцами, для которых сочинялись ведущие партии, Глинка открывает подлинное, «из первых рук» искусство бельканто. В Германии он находит необходимым усовершенствовать свое владение контрапунктом у выдающегося теоретика своего времени Зигфрида Дена. Во Франции русский композитор слушает оркестровую музыку Берлиоза, восхищаясь тонкостями и одновременно мощью оркестрового письма своего коллеги. Все это сплавляется в творчестве Глинки в единый узнаваемый стиль, признанный в качестве русской музыкальной классики (подобно тому, как ансамбль Петербурга, сплавивший воедино творения архитекторов разных стран, ко времени Глинки уже превратился в образцовый стиль российской столицы), сразу же покоривший современников и оказавший мощнейшее влияние на композиторов последующего поколения. Очарование раннего романтизма открывается во многих аспектах творчества Глинки, один из них — сочетание разных жанровых «модусов»: от волшебного балета и патетической оратории до салонного романса, от простых вариаций до ученой инструментальной увертюры. В советское время Глинка был исчерпывающе опубликован и исследован с точки зрения «социалистического реализма» и «народности». В результате «Жизнь за царя» в Полном собрании сочинений так и пребывает в виде «Ивана Сусанина» с перетекстовкой С. Городецкого). Советский монументализм содействовал окаменению отношения к наследию композитора, его превращению в помпезный памятник, до сих пор отбрасывающий тень на музыкальное восприятие и профессиональную интерпретацию его сочинений. Очистить Глинку от «бронзового» налета, показать его как живого человека в контексте эпохи и людей, его окружавших, — одна из важных задач предстоящей конференции.


Опубликовано: 22 мая 2024