Научная конференция «“Куда передвигают передвижников?” Национальная школа XIX века — в современной системе представлений. К 150-летию первой выставки ТПХВ (1871)»
В среду, 28 апреля, в РИИИ сектор изобразительных искусств и архитектуры провел научную конференцию «“Куда передвигают передвижников?” Национальная школа XIX века — в современной системе представлений. К 150-летию первой выставки ТПХВ (1871)» (цикл «Зубовские чтения»).
Национальный вопрос в делах искусства принадлежит к числу самых щекотливых. С одной стороны, повод для гордости, с другой — для спекуляций. С национальным вопросом надо быть осторожным из-за нежелательных ассоциаций, в то же время в нем совершенно невозможно определить какие-либо границы, начала, концы. Искусство передвижников в силу своей тесной связи с русской национальной идеей в этой ситуации не исключение. Оно бывало и частью левого дискурса, и частью правого, проклиналось и заслуживало благоговейного поклонения, о нем сочиняли мифы и пытались добраться до правды. Но как бы его ни принимали, оно всегда «культурно» где-то наверху, что прямо свидетельствует об актуальности национального вопроса в искусстве. Сектор теории и истории искусства Российского института истории искусства предложил измерить актуальное положение дел с наследием Передвижников, а заодно посмотреть и на то, как выглядит сегодня проблематика национальных школ других стран и художественных традиций.
ПРОГРАММА
Иван Чечот. Вступительное слово
Александр Королев. Д. В. Сарабьянов о передвижниках и русской национальной школе. К истории вопроса
Иван Саблин. Освобождение Ге
Алексей Бобриков. Репин, «картина крови» и проблема национальной школы
Иван Чечот. Сколько русского в передвижниках? Заметки о художнике Н. П. Богданове-Бельском (1868–1945, Берлин)
Иван Костин. Проблема пролетарского и национального искусства в период становления Советской культуры: Пунин, Ваулин, Брик
Конференция прошла в режиме online.
Опубликовано: 28 апреля 2021