Научная конференция «Иконоборчество в истории и современности»
В понедельник, 14 ноября, в РИИИ сектор изобразительных искусств и архитектуры провел научную конференцию «Иконоборчество в истории и современности».
Название конференции говорит само за себя. Наша идея заключается в том, чтобы рассмотреть явление иконоборчества с необходимой широтой, не ограничиваясь проблематикой византийской истории или церковного искусства. Под иконоборчеством мы понимаем все те случаи, когда происходит уничтожение произведений искусства или, говоря проще, уничтожение искусства. В конце концов, иконоборчество в Византии — это не только богословские споры, противоречия библейских текстов, интриги императоров, конфликт патриархата и монашества, но и факт уничтожения исключительных по своим качествам произведений искусства, многие из которых были не менее ценны, чем, например, Владимирская икона Божьей Матери или мозаики Равенны. В то же время под иконоборчеством будет пониматься борьба с образами, образностью, сопровождающая всю историю искусства, но иногда обостряющаяся. Иконоборчество в Византии и в XVI веке, в эпоху Реформации (которой в 2017 году исполняется 500 лет) было самым острым выступлением против магического и мистического понимания образа (которое предполагает присутствие изображаемого в образе), против прямого телесно-духовного переживания и почитания образа. Конференция позволила вновь обсудить вечную тему философии, теологии, теории культуры и искусства: существо образности, типы бытования образов в человеческой истории, но также и в природе, а возможно, и в за-природном измерении.
Византийский иконоклазм и иконоборчество времен Реформации стали наиболее заметными в истории примерами уничтожения искусства, но были и другие. Разрушение памятников античного искусства варварами и христианами, антирелигиозная кампания 1930-х в СССР, уничтожение монументов Сталину и Бульдозерная выставка — эти и подобные им случаи могут также быть описаны как примеры уничтожения искусства. Разумеется, не все они имеют отношение к его истории. Тут есть и уголовные преступления (акт нападения на картину Рембрандта «Даная» в 1985 году), и роковые обстоятельства (пожар в Зимнем дворце в 1837 году). Однако материала хватает, чтобы говорить об актуальности проблематики уничтожения искусства. История искусства показывает, что акты иконоборчества нередко играли в ней знаковую роль, отмечая ее переломные моменты. С другой стороны, идея иконоборчества очень напоминает некоторые художественные теории и практики последнего времени (уничтожение искусства как крайняя форма его отрицания).
Как правило, отдельные случаи уничтожения искусства принято рассматривать независимо друг от друга в контексте разных проблематик и дискуссий. В них видят действие каких-то уникальных исторических сил и факторов, не обращая внимания на те связи, которые между ними могут существовать. Цель нашей конференции — собрать мнения на эту тему вместе и попытаться ответить на вопрос, что заставляет человека время от времени уничтожать искусство.
ПРОГРАММА
Опубликовано: 14 ноября 2016 / Обновлено: 19 ноября 2016