Международный научно-практический симпозиум «АРХАИКА — АВАНГАРД»
Со 2 по 5 декабря в Российском институте истории искусств проходил Международный научно-практический симпозиум «Архаика – авангард», посвященный исследованию и творческому воплощению архаических музыкальных традиций в современной художественной практике.
В мастер-классах, лекциях и концертах симпозиума получили отражение следующие направления – пение и инструментальное музицирование в этнических традициях, функционирование архаических традиций в современной культуре, композиции и импровизации с использованием архаических техник, изготовление архаичных музыкальных инструментов, новейшие технологии в создании мультимедийного научного ресурса по архаическим музыкальным инструментам.
В рамках симпозиума состоялись мастер-классы:
«О креативных факторах древнейших пластов этнической и исторической музыки в современной творческой практике», автор — д-р иск., проф., академик РАЕН, Засл. деятель искусств Украины и Польши зав. сектором инструментоведения РИИИ И.В. Мациевский (Санкт-Петербург);
«Скудучяй – от архаики до современности», автор — лектор (ст. преподаватель) инструментальной кафедры факультета искусств, докторант балтийского центра гуманитарного факультета Клайпедского университета А. Мяркялене, (Вильнюс, Литва) при участии Тумановаса Анатолиюса, учителя-эксперта ДМШ им. Яронимаса Качинскаса и ансамбля «Куршю айняй» Этнокультурного центра Клайпеды (Литва);
«Архаическое интонирование карел», автор — музыковед, доцент кафедры музыки финно-угорских народов ПГК им. А.К.Глазунова, Засл. деятель искусств Карелии С.Ю. Николаева (Петрозаводск);
«Компьютерный анализ музыки народов мира. Методы и перспективы», автор — д-р иск., проф. кафедры истории зарубежной музыки МГК имени П.И.Чайковского В.Н. Юнусова, канд. техн. наук, доцент, зав.кафедрой музыкально-информационных технологий МГК имени П.М.Чайковского А.В. Харуто (Москва);
«Компьютерные аранжировки сегодня: программы и виртуальные инструменты», автор — А. Контрерас, ст. преподаватель кафедры информационных технологий в искусстве и гуманитарных науках Факультета искусств СПбГУ (Санкт-Петербург);
лекции:
«Об архаичных способах реализации звукового этнопространства в традиции саами» (жест-голос-инструмент), автор — канд. иск., ст. преподаватель кафедры музыки финно-угорских народов ПГК им. А.К.Глазунова И.В. Соловьев (Петрозаводск);
«Японская лютня бива: трансформация инструмента и звука», автор — специалист по истории традиционной и современной японской музыки Центра «Музыкальные культуры мира» МГК им. П.И.Чайковского Н.Ф. Клобукова (Москва);
«Архаика в творчестве казахского композитора А. Раимкуловой», автор — магистр искусствоведения, ст. преподаватель кафедры музыковедения Казахской национальной консерватории им. Курмангазы В.Е. Недлина (Алматы, Казахстан);
«Метаморфозы архаики в современной культуре и музыке», автор — канд. иск., доцент, зав. кафедрой социологии и политологии Института государственного управления, права и инновационных технологий А.С. Алпатова (Москва);
«Морская раковина: гармония жизни в звуке и образе», автор — доцент кафедры теории и истории музыки Российской государственной специализированной академии искусств В.И. Лисовой (Москва);
«Архаика и авангард в этнической традиции и массовой культуре», автор — канд. иск., ст. науч. сотрудник сектора фольклора РИИИ Г.В. Тавлай (Санкт-Петербург);
«Этнические музыкальные инструменты рубежа XIX и XX веков в собрании РЭМ: традиционное и архаическое», автор — науч. сотрудник высшей категории Отдела специализированного хранения РЭМ, хранитель коллекции музыкальных инструментов А.А. Гаджиева (Санкт-Петербург);
«Канон, традиция, авангард: Колокольные звоны сегодня», авторы — канд. иск., ст. науч. сотрудник сектора инструментоведения РИИИ А.Б. Никаноров, канд. иск., науч. сотрудник сектора инструментоведения РИИИ О.В. Колганова, звукорежиссер, инженер компании «Невафильм» А.А. Колганов (Санкт-Петербург);
«Звуковые архаизмы современного греческого церковного искусства», автор — канд. иск., ст. науч. сотрудник сектора инструментоведения РИИИ И.А. Чудинова (Санкт-Петербург);
«Зикр: исконные основы и парадоксы современной традиции», автор — канд. иск., ст. науч. сотрудник сектора фольклора РИИИ Н.Н. Глазунова (Санкт-Петербург);
«Музыкальные инструменты архаических традиций Палестины», авторы — канд. иск., зав. кафедрой музыки Восточно-Иерусалимского университета О.Х. Ришмави (Вифлеем, Палестина), канд. иск., ст. науч. сотрудник сектора инструментоведения РИИИ А.А. Тимошенко (Санкт-Петербург);
концерты:
Творческий вечер композитора, Заслуженного деятеля Украины и Польши И.В.Мациевского;
«Возвращение терменвокса» Лидии Кавиной – композитора, исполнительницы на терменвоксе и одного из ведущих экспертов по этому инструменту (при участии Екатерины Барановой, фортепиано).
Программа симпозиума «АРХАИКА – АВАНГАРД» адресована широкому кругу слушателей – ученым, музыкантам-исполнителям и композиторам, студентам музыкальных вузов и колледжей, а также всем, интересующимся данной темой.
Пресс-отчет:
Не привычные ушам созвучия // // Санкт-Петербургские ведомости. 2 декабря. 2013.
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10304009@SV_Articles
Цикл мастер-классов, лекций, концертов «Архаика — Авангард» // Peterburg2. ru
http://peterburg2.ru/events/104969.html
Цикл мастер-классов, лекций, концертов «Архаика — Авангард» // Зовем
http://www.zovem.ru/?event=40200
От архаики до авангарда: цикл мастер-классов, лекций, концертов // Городовой. 27 ноября. 2013.
http://www.teatr.gorodovoy.spb.ru/news/787671.shtml
Опубликовано: 6 декабря 2013 / Обновлено: 9 декабря 2013