Русский / English
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Международный музыковедческий семинар «Символизм и музыкально-художественные течения рубежа XIX–XX веков»

Международный музыковедческий семинар «Символизм и музыкально-художественные течения рубежа XIX–XX веков»

В пятницу, 17 декабря, в Белом зале РИИИ состоялся международный музыковедческий семинар «Символизм и музыкально-художественные течения рубежа XIX– X веков».

Пересмотр сложившихся характеристик и существующих методов в оценке искусства модерна — одна из важных задач современной гуманитарной науки. Позитивистский подход, господствовавший долгое время в гуманитарных дисциплинах, показал свою несостоятельность относительно такого течения, как символизм, где невыразимое, сверхчувствуемое становится основой для создания особого рода произведений, где реальное и зримое оказывается тесно переплетено с невидимым и мистическим. Начало XX века было ознаменовано в искусстве смелым поиском нового качества подлинности, связанного со «сверхчеловеческим». Творцов уже перестали удовлетворять романтические штампы и клише; стремление молодых авторов расширить границы академической традиции приводит к появлению радикально новаторских сочинений. Достаточно упомянуть, что балеты «Весна священная» Игоря Стравинского и «Лунный Пьеро» Арнольда Шенберга были завершены в один год — 1912-й, знаменуя пересечение новой архаики с постромантизмом. Культ жертвы в первой и близость сумрачного мира теней во втором равно символичны, указывая на трагедию человеческого бытия как главное чувствование времени, достойное быть правдиво изображенным в искусстве. Еще одна важная особенность модерна как искусства переломной эпохи — стремление к синестезии, к особого рода целостности и органике, когда слышимое переходит в видимое и наоборот. Неслучайно именно театр, как искусство объединяющее слово, музыку, жест и картину, становится главным полем для экспериментов.

Программа семинара

13.00–13.30. Анна Леонидовна Порфирьева. — Модерн в аспекте символизма и его музыкальные проекции

13.35–14.05. Кристоф Фламм (Christoph Flamm). — От символизма до символа: вокальное творчество Н. К. Метнера

14.10–14.40. Аркадий Иосифович Климовицкий. — Листки петербургской шёнбергианы, или «Необыкновенный концерт»

14.45–15.05. Люцинда Браун (Luzinde Braun). — На пути к символизму? Эстетические искания П. И. Чайковского

15.05–15.30. Георгий Викторович Ковалевский. — Два полюса музыки П. И. Чайковского в концепции философа И. И. Лапшина

15.40–16.10. Галина Владимировна Петрова. — Концепт Jugendstil’art на примере Густава Малера

 

На заставке: Александра Экстер. Эскиз костюма к драме И. Ф. Анненского «Фамира Кифаред». Менада. 1916. Акварель, гуашь