Международная научная конференция «Век Романтизма: проблемы, загадки, гипотезы»
С 30 сентября по 2 октября в Российском институте истории искусств проходит Международная научная конференция «Век Романтизма: проблемы, загадки, гипотезы».
На конференции феномен Романтизма рассматривается не только как историческая эпоха или художественное течение, но и как способ мышления, продуцирующий собственные картины мира, религии и учения. В этом смысле «романтическое» стремится к бесконечному расширению, претендуя на устроение будущего и в собственном духе трансформируя понимание прошедшего. Век Романтизма начинается Бетховеном, которого Гофман в далеком 1810 году навал «чисто романтическим композитором», и заканчивается (заканчивается ли?) Шёнбергом и Скрябиным. Огромное количество явлений XX века — не только художественных — видится теперь как непосредственное продолжение романтических наук и мифологий. Собственно, именно поэтому возвращение к осмыслению романтического модуса художеств и сознания представляется плодотворным и актуальным.
Мы сформулировали несколько общих тем:
- Романтический историзм.
- Реальное, «реальнейшее» и реализм в контексте Романтизма.
- Романтический классицизм и классика.
- Три периода романтической оперы.
- Романтическое открытие мифа.
- Эстетика индивидуального в целостном облике, форме и языке произведения.
- Образы идеального и лики идеала.
- Символизм, экспрессионизм… как далеко простираются основные представления романтической картины мира?
- Художник — артист — произведение — публика: новая система отношений.
ПРОГРАММА
Понедельник, 30 сентября
11.00, Зеленый зал
Вступительное слово — А. Л. Порфирьева
Константин Владимирович Зенкин, доктор иск., профессор, проректор Московской консерватории им. П. И. Чайковского. — Модус мистериальности в романтической опере
Лариса Валентиновна Кириллина, доктор иск., профессор Московской консерватории им. П. И. Чайковского — Гармония мира: пифагорейская идея в романтическую эпоху
Татьяна Борисовна Баранова-Монигетти, кандидат иск. музыковед (Швейцария). — По следам Лизы Кристиани
Анна Джуст, профессор Веронского университета (Италия) — «Иван Сусанин» Катарино Кавоса: некоторые замечания из опыта работы над критическим изданием
14.00–15.00 Перерыв
15.00, Зеленый зал
Татьяна Владимировна Цареградская, доктор иск., профессор Государственной академии музыки им. Гнесиных. — Фридрих Гёльдерлин в музыке рубежа XX–XXI веков: о поэтике утраты
Наталья Семеновна Серегина, доктор иск., ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств. — Дельвиг и русская песня
Иван Дмитриевич Саблин, кандидат иск., старший научный сотрудник Российского института истории искусств. — Якоб Буркхардт об Эжене Делакруа
Александр Захарович Харьковский, композитор, музыковед, преподаватель Музыкального училища им. М. П. Мусоргского. — К вопросу о цитатах в 15-й симфонии Шостаковича. Наблюдения, гипотезы
Ирина Петровна Сусидко, доктор иск., профессор, заведующая кафедрой Российской Академии музыки им. Гнесиных, Павел Валерьевич Луцкер, доктор иск., ведущий научный сотрудник Государственного института Искусствознания, Нина Владимировна Пилипенко, доктор иск., профессор Российской академии музыки им. Гнесиных.
— Трансформация оперной формы на рубеже XVIII–XIX веков
Вторник, 1 октября
11.00, Зеленый зал
Ольга Анатольевна Скрынникова, кандидат иск., профессор, заведующая кафедрой Воронежского института искусств. — Джордж Байрон в творческом пространстве Мусоргского
Ольга Олеговна Зорина, аспирантка Российского института истории искусств. — «В видениях тёмной ночи»: квест в поисках адекватного языка описания процессов смыслообразования в современной камерно-вокальной музыке
Наталья Олеговна Власова, доктор иск., руководитель научно-издательского центра «Московская консерватория», ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания. — Античный миф в (пост)романтической интерпретации: о «Елене Египетской» Рихарда Штрауса — Гуго фон Гофмансталя
Юлия Сергеевна Векслер, доктор иск., профессор Нижегородской консерватории им. М. И. Глинки. — Альбан Берг и мир романтизма: обертоны, аллюзии, пересечения
Алексей Васильевич Парин, писатель, поэт, переводчик, интендант, радиожурналист. — Размышления в связи с новой постановкой “Cosi fan tutte” в Нижнем Новгороде
14.00–15.00 Перерыв
15.00, Зеленый зал
Дмитрий Юрьевич Брагинский, кандидат иск., преподаватель Средней специальной музыкальной школы Санкт-Петербургской консерватории. — «Да здравствует Андреев, Фомин и всякие les joueurs de balalai!»: народные инструменты в сочинениях Римского-Корсакова и его современников
Лариса Львовна Гервер, доктор иск., профессор Государственной академии музыки им. Гнесиных. — Три звуковые формулы «Немецкого реквиема» Брамса в продвижении от “selig sind” Первой части к “selig sind” Седьмой
Татьяна Вадимовна Букина, доктор иск., профессор Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. — «Музыка мира», запечатленная в поэзии: Б. В. Асафьев о лирике Афанасия Фета
Наталья Юрьевна Катонова, кандидат иск., ученый секретарь Музейного объединения «Музей Москвы». — Франц Шуберт в современной научной рецепции: конфликт образа и контекста
Жанна Викторовна Князева, доктор иск., ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств. — Глава «XIX столетие» книги Жака Гандшина «Краткая история музыки»
Марианна Александровна Константинова, кандидат иск., научный сотрудник Российского института истории искусств. — Европейские оперы на русской сцене в первой четверти XIX века
Андрей Александрович Михайлов, доктор исторических наук, научный сотрудник НИО военной истории Северо-Западного региона РФ Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ. — Влияние романтизма на мировоззрение и повседневную жизнь русского офицера первой половины XIX века
Среда, 2 октября
11.00, Зеленый зал
Георгий Викторович Ковалевский, кандидат иск., научный сотрудник Российского института истории искусств. — Композитор и интерпретатор в эпоху Романтизма: кто прав — кто не прав?
Анна Леонидовна Порфирьева, кандидат иск., заведующая сектором музыки Российского института истории искусств. — Испанские танцы
Наталия Алексеевна Огаркова, доктор иск., ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств. — О романтических темах в письмах Александра Сергеевича Даргомыжского
Андрей Георгиевич Филонович, редактор журнала «Большой театр». — Убийство в соборе? Типология оперных сцен в романтическую эпоху
Станислав Евгеньевич Энглин, кандидат иск., научный сотрудник Российского института истории искусств. — Эвсебий, Флорестан: Роберт Шуман и Аристид Квинтилиан?
Галина Владимировна Петрова, кандидат иск., ученый секретарь Российского института истории искусств. — Назад к Берлиозу: “Chasse Royale et Orage” в драматургии дилогии «Троянцы в Карфагене»
14.00–15.00 Перерыв
15.00, Зеленый зал
Иосиф Генрихович Райскин, председатель секции критики и музыкознания Союза композиторов РФ, главный редактор журнала «Мариинский театр». — «И дольше века…»
Наталья Александровна Брагинская, доктор иск., профессор, заведующая кафедрой истории зарубежной музыки Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. — «Даже композиторы-романтики не такие “романтичные”, какими пытается представить их публика…»: эхо романтизма в позднем творчестве Стравинского
Ольга Адольфовна Скорбященская, доктор иск., профессор Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. — Музыкальная философия Томаса Манна — рецепция Романтизма
Юрий Саулович Габай, кандидат иск., преподаватель истории искусств и истории музыки в Туро-колледже, органист Темпл Тиква и лютеранской церкви Святого Иоанна (Нью Йорк). — Некоторые наблюдения о специфике романтизма в Америке
Иван Дмитриевич Чечот, кандидат иск., заведующий сектором изобразительных искусств и архитектуры Российского института истории искусств. — Отношение к романтизму в XX–XXI веках. Изобразительное искусство
Опубликовано: 30 сентября 2024