МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Международная научная конференция «Развитие и разломы: историческое измерение в художественном творчестве, восприятии, интерпретации»

Международная научная конференция «Развитие и разломы: историческое измерение в художественном творчестве, восприятии, интерпретации»

С 30 октября по 1 ноября 2023 года в Российском институте истории искусств прошла Международная научная конференция «Развитие и разломы: историческое измерение в художественном творчестве, восприятии, интерпретации», посвященная юбилею заведующей сектором музыки РИИИ Анны Леонидовны Порфирьевой.

Опыт общения с языками искусства и художественными процессами, фиксируемыми вниманием искусствоведов, позволяет выделить по меньшей мере две направленных навстречу друг другу мыслительных тенденции. Первая — очевидная постепенность изменений, позволяющая трактовать новации как развитие хороших старых идей, опирающихся на самые общие, просеянные эволюцией, рецепты художества. Вторая — столь же очевидные «скачки», ставящие под сомнение столетия мирной репликации и самоё приверженность мерному поступательному ходу. Искусство ХХ века дало множество примеров подобных взбалтываний священных сосудов, существенно расширив зоны восприятия и толкования. Это касается и старого, и нового, и процессов, и собственно фактов искусства, потому что само представление о его «произведениях» тоже претерпело значительные изменения.

На заседаниях конференции состоялась дискуссия по поводу проблематичности некоторых наиболее общих представлений искусствознания, их внутренней динамики и противодвижения разнонаправленных способов осмысления художественных фактов, интенций, событий. Суть в том, что, оглядываясь назад и бесконечно усложняя рисуемую нашими усилиями «историческую картину», мы всякий раз окидываем ее новым взглядом и переживаем иначе настроенным консенсусом чувств и способностей восприятия. Эти новые и постоянно обновляемые отношения дополняются неуклонно растущей областью «объяснений», извлекаемых из достижений самых разных наук от языкознания и глубинной психологии до квантовой физики. Послушать рассказы коллег о том, с какими проблемами они сталкивались, выстраивая свои системы и свое видение художественных процессов в контексте меняющихся представлений об исторических реалиях, анализируя «произведения» и заложенные в них «сообщения» под новым углом зрения, — по-видимому, именно это и обеспечивает взаимный интерес нашему научному общению. Что же касается эволюционной постепенности и разломов, вспомним пассаж Андрея Белого о сущности Символизма, просветившего настоящее разноцветными лучами разных культур и сконденсировавшего всю историческую память в настоящем мгновении. Или, добавит музыкант, в моцартовском «яблоке на ладони». Именно игры с историей, памятью, дистанцией определили собой многие движения искусства ХХ века — от неоклассики до постмодерна. Если немного напрячь воображение, их же мы увидим и в прошлом, притом в осмысленном и отрефлексированном виде. Формы и цели этих игр, взаимодействия разных социальных пластов в их историческом «разрезе», представления о ценностях и их забытые историками причины — все это стало предметом ученого размышления, равно как и самый феномен «исторической дистанции».

Для научного обсуждения были предложены следующие вопросы.

  • «Классическое» в современном: цель и значения.
  • Понятие «историческая дистанция» в художественном языке, восприятии, интерпретации.
  • Между идеями «прогресса» и «множественности».
  • Исторические рифмы: мода и стиль.
  • Жанры и формы в свете представлений об «эволюции» и «разломах».
  • «Тривиальное» в «серьезном»: исторические толкования.
  • Опера и театр: история отношений.
  • Изменения художественных текстов в процессе их исторической жизни.
  • Проблема «перевода» в отношениях искусств, исторических эпох и стилей.

 

ПРОГРАММА И ТЕЗИСЫ КОНФЕРЕНЦИИ

ПРОГРАММА

30 октября. Понедельник

11.30. Приветствие гостям и участникам конференции

Анна Леонидовна Порфирьева. — Вступительное слово

12.00. Ольга Анатольевна Скрынникова, кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории музыки Воронежского государственного института искусств. — Н. А. Римский-Корсаков в эпоху цивилизационного «разлома» начала ХХ века

12.30. Анна Федоровна Некрылова, фольклорист, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. — Имя и его коннотации: лабиринты народного ономастикона

13.00. Светлана Константиновна Лащенко, доктор искусствоведения, заведующая Сектором истории музыки Государственного института искусствознания. — «Черная примадонна»

13.30. Владимир Васильевич Кошелев, старший научный сотрудник Государственного музея театрального и музыкального искусства. — Появление фортепиано в России: XVIII век, петербургская версия

14.00. Иван Дмитриевич Чечот, кандидат искусствоведения, заведующий сектором изобразительных искусств Российского института истории искусств. — Царскосельский Христос

15.00–16.00  Перерыв

16.00. Наталия Александровна Брагинская, кандидат искусствоведения, доцент, зав. кафедрой истории зарубежной музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. — Теория диалога Мартина Бубера и неоклассическая поэтика Игоря Стравинского: 1923–2023

16.30. Татьяна Борисовна Баранова-Монигетти, музыковед, кандидат искусствоведения (Базель). — Стравинский и новые течения в изобразительном искусстве его времени (по материалам личной библиотеки композитора)

17.00. Галина Владимировна Петрова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник, ученый секретарь Российского института истории искусств. — «Ромео и Джульета» Г. Берлиоза: Szène damour и Roméo au tombeau — музыкально-иллюстративный подход

17.30. Ирина Петровна Сусидко, доктор искусствоведения, заведующая кафедрой аналитического музыкознания Российской академии музыки им. Гнесиных; Павел Валерьевич Луцкер, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания. — Вагнер, Глюк и оперная реформа в ретроспективе

18.00. Юрий Саулович Габай, кандидат искусствоведения, преподаватель истории искусств и истории музыки в Туро-колледже, органист Темпл Тиква и лютеранской церкви Св. Иоанна (Нью Йорк). — Слева направо, справа налево — и муха

 

31 октября. Вторник

11.30. Аркадий Иосифович Климовицкий, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Российского института истории искусств. — О роли случайности на перекрестках музыкальных событий

12.00. Дмитрий Юрьевич Брагинский, кандидат искусствоведения, преподаватель Средней специальной музыкальной школы Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. — Станислав Монюшко на советских сценах: к истории интерпретации оперы «Страшный двор»

12.30. Лариса Валентиновна Кириллина, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. — «Исторический факт, положенный на музыку»: к интерпретации сюжета оперы Бетховена «Фиделио»

13.00. Георгий Викторович Ковалевский, кандидат искусствоведения, ученый секретарь сектора музыки Российского института истории искусств. — Бетховен, Орфей и Жозефина: к концепции сонаты op. 111

13.30. Михаил Александрович Сапонов, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. — На излёте Ренессанса: questa nuova maniera di canto и «незаконно» рождённая опера

14.00. Лариса Львовна Гервер, доктор искусствоведения, профессор Государственной академии музыки им. Гнесиных. — О единстве приемов оформления зеркальной симметрии в музыке разных стилей

14.30–15.30 Перерыв

15.30. Наталия Алексеевна Огаркова, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств. — Церемониальные сочинения М. И. Глинки: проблема с императорами

16.00. Иосиф Генрихович Райскин, председатель секции критики и музыкознания Союза композиторов РФ, главный редактор журнала «Мариинский театр». —  Из второго ряда в первый. Композитор-мыслитель Н. Я. Мясковский

16.30. Наталья Семеновна Серегина, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств. —  Сюжет о службе св. варваре по берестяной грамоте XI века и Кондакарю

17.00. Татьяна Вадимовна Букина, доктор искусствоведения, профессор Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. — Переосмысление диалектики классического и современного в раннесоветском музыкознании: случай с гастролями С. С. Прокофьева в СССР 1927 года

17.30. Жанна Викторовна Князева, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств. —  Диалоги военной Европы. Международное музыковедение 1940-х годов

18.00. Франц Михаэль Майер, доктор, профессор Freie Universität (Берлин). — Восток и Запад. Две книги — Роберта Лахмана и Жака Гандшина

 

1 ноября. Среда

12.00. Константин Владимирович Зенкин, доктор искусствоведения профессор, проректор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. — Метаморфозы и разрывы историзма в XX веке

12.30. Александр Викторович Степанов, кандидат искусствоведения, профессор Академии художеств им. И. Е. Репина. — Апология «Аполлона Бельведерского»

13.00. Татьяна Владимировна Цареградская, доктор искусствоведения, профессор Государственной академии музыки им. Гнесиных. —  «Я вступил на территорию, которая для меня оказалась совершенно новой»: феномен «ремикса» в творчестве Г. Ф. Хааса (р. 1953)

13.30. Ольга Олеговна Зорина, аспирантка Российского института истории искусств. — «Триллиум» российской Новейшей музыки: эволюционная морфология

14.00. Сергей Алексеевич Уваров, кандидат искусствоведения, преподаватель Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. — Эхо «Победы над Солнцем»: музыка Михаила Матюшина как главная загадка оперы

14.30–15.30  Перерыв

15.30. Любовь Абрамовна Купец, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова. — Что такое «советская музыка»? Версия сайта «Arzamas»2023

16.00. Андрей Георгиевич Филонович, музыковед, выпускник «Смольного» (факультет свободных наук и искусств Санкт-Петербургского государственного университета). — Верди — историк? Три оперы

16.30. Дмитрий Анатольевич Шумилин, кандидат искусствоведения, директор Российского института истории искусств. — О цвето-звуковой системе А. Н. Скрябина

17.00. Михаил Львович Мугинштейн, историк и теоретик оперы, драматург, автор трехтомной «Хроники мировой оперы». — Система интерпретаций — шаги культуры. Литературный первоисточник — Опера — театр Оперы

18.00. Марина Григорьевна Рыцарева, доктор, почетный профессор университета Бар-Илан (Израиль). — Парадоксы вернакулярного в музыке

 

 


Опубликовано: 30 октября 2023 / Обновлено: 3 ноября 2023