МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Международная научная конференция «Проблемы и перспективы национального ансамблевого музыкального искусства» К 90-летию со дня рождения Альгирдаса Вижинтаса

Международная научная конференция «Проблемы и перспективы национального ансамблевого музыкального искусства» К 90-летию со дня рождения Альгирдаса Вижинтаса

9–11 декабря сектор инструментоведения РИИИ совместно с Белорусским государственным университетом культуры и искусств и Генеральным консульством Литовской Республики в Санкт-Петербурге провели Международную научную конференцию «Проблемы и перспективы национального ансамблевого музыкального искусства» (цикл «Петербург и национальные музыкальные культуры»). Конференция была посвящена научному и художественному творчеству выдающегося литовского ученого-инструментоведа, артиста, педагога, музыкально-общественного деятеля Альгирдаса Домовича Вижинтаса, который в этом году отметил свое 90-летие. В центре научной дискуссии — вклад А. Д. Вижинтаса в теорию и историю этноорганологии, современную исполнительскую практику, а также проблемы развития народной ансамблевой музыкальной культуры.

ПРОГРАММА

9 декабря, Зеленый зал

11.30 Открытие конференции

Директор Российского института истории искусств, доктор философских наук, профессор Александр Казин

Генеральный консул Литовской Республики в Санкт-Петербурге Дайнюс Нумгаудис

Игорь Мациевский, композитор, доктор искусствоведения, профессор, академик РАЕН и МАИ, зав. сектором инструментоведения РИИИ

Римантас Слюжинскас, профессор кафедры этномузыкологии Клайпедского факультета Литовской академии музыки и театра (Клайпеда, Литва). — Приветственное слово профессору Альгирдасу Вижинтасу

Утреннее заседание

Ведущие — Алиса Тимошенко и Витаутас Алянскас

Игорь Мациевский, композитор, доктор искусствоведения, профессор, академик РАЕН и МАИ, заведующий сектором инструментоведения РИИИ. — Научная, исполнительская и педагогическая деятельность Альгирдаса Вижинтаса и современные проблемы ансамблевой культуры

Витаутас Алянскас, музыкант-исполнитель, инструментовед, доцент Клайпедского факультета Литовской академии музыки и театра(Клайпеда, Литва). — Роль творческой личности в развитии народного ансамблевого музицирования

Альгите Мяркялене, музыкант-исполнитель, этномузыковед, доктор гуманитарных наук, доцент Клайпедского факультета Литовской академии музыки и театра (Клайпеда, Литва). — Вклад Альгирдаса Вижинтаса в формирование и развитие оркестра литовских традиционных музыкальных инструментов

Александр Ромодин, этномузыколог, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник, заведующий сектором фольклора РИИИ. — Альгирдас Вижинтас и традиционные северобелорусские ансамбли

Вячеслав Калацей, кандидат культурологии, доцент, заведующий кафедрой этнологии и фольклора Белорусского государственного университета культуры и искусств (Минск, Беларусь). — Стадиально-сотериологическая структура литовско-белорусских фольклорных связей (on-line трансляция)

Галина Тавлай, музыкант-исполнитель, этномузыковед, кандидат искусствоведения, доцент, старший научный сотрудник сектора фольклора РИИИ, член Союза композиторов Республики Беларусь. — Некоторые вокальные ансамблевые формы белорусско-литовского пограничья

14.00–15.00 Обеденный перерыв

Вечернее заседание

Ведущие — Игорь Мациевский и Альгите Мяркялене

Алиса Тимошенко, музыковед, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ. — Традиции ансамблевого музицирования в новелле для бирбине, оркестра скудучай и скрабалай «Prisiminimai» И. В. Мациевского, посвященной А. Вижинтасу

Регина Марозене, этномузыколог, кандидат искусствоведения, доцент кафедры народных инструментов Литовской академии музыки и театра (Вильнюс, Литва). — К вопросу о литовских канклес типа цитр XIX–XX веков

Лаура Лукенскене, этномузыколог, кандидат искусствоведения, куратор Отдела народной музыки Музея города Каунас (Каунас, Литва). — Литовские народные многострунные канклес, традиция сольной и ансамблевой игры

Людмила Кашина, руководитель Клуба литовской этнокультуры «Витурелис». — Портрет литовского канклиста из коллекции Эдуарда Вольтера в собрании Музея антропологии и этнографии Петра Великого РАН

Айшат Гаджиева, сотрудник высшей категории, хранитель коллекции музыкальных инструментов Российского этнографического музея. — Традиционные музыкальные инструменты литовцев в собрании Российского этнографического музея

Татьяна Карташова, музыковед-индолог, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова; Виктория Антипова, музыковед, студентка кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова (Саратов). — Принципы классификации музыкальных инструментов в традициях Южной и Юго-Восточной Азии

Татьяна Плодунова, старший преподаватель кафедры этнологии и фольклора Белорусского государственного университета культуры и искусств (Минск, Беларусь). — Опыт системно-типологического исследования вокальной этнофонии регионов Беларуси (on-line трансляция)

18.00 Кофе-брейк

19.00 Концерт участников конференции «VILNYS IR DAINOS»

 

10 декабря. Государственный Эрмитаж

11.00

Культурная программа для участников и гостей конференции

 

11 декабря. Белый зал

11.30 Утреннее заседание

Ведущие —Александр Никаноров и Марина Сень

Наталья Петухова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры этнологии и фольклора Белорусского государственного университета культуры и искусств (Минск, Беларусь). — Освоение белорусской этнофоничной традиции студентами: феномен «Стрелы» (on-line трансляция)

Никита Хальков, магистр искусствоведения, руководитель фольклорной студии «Варгин» (Минск, Беларусь). — «Мастера музыкальных инструментов Понеманья XIX века» (on-line трансляция)

Татьяна Брославская, музыковед, доцент, заведующая Кабинетом истории национальных музыкальных культур Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. — Имитации звучания народных инструментов в «Ереванских этюдах» А. Спендиарова

Наталья Сербина, музыкант-исполнитель, этномузыколог, кандидат искусствоведения (Киев, Украина). — Музыкальная культура украинских лирников: взаимодействие устной и письменной традиций

Динара Булатова, этноинструментовед, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ. — Ансамблевые формы исполнительства в традиционной татарской инструментальной культуре

Марина Сень, театровед, научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ. — Этнические инструменты и ансамбли в исследованиях Арсения Авраамова

Вадим Высоцкий, кандидат культурологи, доцент кафедры журналистики и медиатехнологий СМИ Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. — Доктор Боткин и традиции домашнего музицирования в Санкт-Петербурге

Вячеслав Шулин, музыкант-исполнитель, кандидат искусствоведения, доцент Российского государственного педагогического университета им А. И. Герцена. — Современное эстрадное ансамблевое исполнительство. Вопросы репертуара и инструментария

Александр Никаноров, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ. — Традиция и школа в историко-кампанологическом аспекте

Вячеслав Красулин, магистр искусствоведения, преподаватель кафедры этнологии и фольклора Белорусского государственного университета культуры и искусств (Минск, Беларусь). — Традиционная музыка в реконструкции обходных обрядов Подвинья (заочное участие)

Полина Куранович, магистрант Института подготовки научных кадров Национальной академии наук Беларуси, научный сотрудник Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта (Минск, Беларусь). — Диатонические цимбалы Беларуси на фольклорных фестивалях Литвы: опыт группы «Стрела» (заочное участие)

Юлия Халькова-Гармаза, магистр искусствоведения, солистка фольклорной студии «Варгин» (Минск, Беларусь). — Музыкальные инструменты городов Центральной Беларуси в XIX веке (заочное участие)

14.00 Экскурсия по РИИИ

15.00 Обеденный перерыв

16.00 Белый зал

Инструментоведческий семинар «Древнейший музыкальный инструмент Китая — шен: исполнительские приемы и особенности конструкции» в рамках цикла «Российское и мировое искусствознание: история и перспективы взаимодействия»

Докладчик — музыкант-исполнитель, композитор, директор и координатор китайского инструментального курса, профессор Мельбурнского университета Ван Чжен-Тин [WANG Zheng-Ting] (Австралия).

Ведущая — музыковед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ Ольга Колганова


Опубликовано: 9 декабря 2019 / Обновлено: 11 декабря 2019