Международная научная конференция «Литература и музыка: образы и структура»
4, 5 и 6 октября 2021 года в Российском институте истории искусств прошла Международная научная конференция «Литература и музыка: образы и структура».
Взаимодействие вербального и музыкального текста — одна из самых важных проблем в гуманитарной науке. Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в данную проблематику, — блестящий российский филолог, переводчик, лингвист и музыковед Александр Викторович Михайлов. По его инициативе в Москве была организована серия научных конференций «Слово и музыка», участниками которых стали специалисты разных сфер. Прошедшая в РИИИ конференция затронула традиционные аспекты взаимопритяжения литературы и музыки, актуализировала проблему структурного тождества обоих искусств.
Одним из поводов к проведению конференции стали отмечаемые в 2021 году юбилеи нескольких знаковых российских и зарубежных писателей и поэтов: Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, А. Н. Майкова, Г. Флобера и Ш. Бодлера.
К обсуждению были предложены следующие темы:
— Вербально-музыкальные созвучия: лейтмотив, ассонанс, рифма.
— Проблема тождества в организации временных структур: протяженность, развитие, повторы, дление.
— Нарратив и его организация в музыкальной и словесной форме.
— Драматургия и музыкальная драматургия, к вопросу о сопоставимости понятий.
— Оперные и балетные либретто как музыкальные жанры драматургии.
— Музыкальные иллюстрации к литературным текстам.
— Живописность музыки и музыкальность словесности.
— Понятие «текст» в литературе и музыке.
— «Омузыкаленные тексты». Поэзия о музыке и поэзия для музыки.
— Риторика и риторический канон.
— Поэтические формы в инструментальной музыке и их значение.
— Сюжетное и бессюжетное в инструментальных циклах.
— Литературные юбиляры 2021 года: 200-летие Ф. М. Достоевского, Н. Некрасова, Г. Флобера и Ш. Бодлера.
— Модулирующие жанры: превращения и трансформации.
Конференция прошла в очном и онлайн формате.
Трансляция конференции осуществлялась на youtube канале института по ссылке RIII_MEDIA — YouTube
ПРОГРАММА
4 октября, понедельник. Белый зал РИИИ
11.00–11.10. Приветственное слово участникам и гостям конференции (Д. А. Шумилин, А. Л. Порфирьева)
11.10–11.30. А. И. Климовицкий (Санкт-Петербург). — Музыкальные истоки лингвистической концепции Андрея Белого
11.30–12.00. К. В. Зенкин (Москва). — Литературный сюжет как модель формы музыкального произведения
12.00–12.30. Н. Ф. Клобукова (Москва). — «Превращения воды» Мияги Митио: образы воды в музыке для цитры кото
12.30–13.00. Н. Ю. Катонова (Москва). — Капулетти, Монтекки и другие в сочинениях Карла Черни для фортепианного дуэта
13.00–13.30. М. В. Воинова (Москва). — Слово и музыка в органной композиции ХХ века
13.30–14.00. Л. В. Кириллина (Москва). — Литературные и музыкальные источники новеллы В. Ф. Одоевского «Последний квартет Бетховена»
14.00–15.00. Перерыв
15.00–15.30. Е. И. Чигарева (Москва). — О ритме ранней прозы Достоевского (последний монолог Мечтателя: «Белые ночи» Ф. М. Достоевского — Ю. М. Буцко)
15.30–16.00. Уго Перси (Бергамо, Италия). — Натура музыки и функция музыканта в произведениях В. Г. Ваккенродера и в романе Ф. М. Достоевского «Неточка Незванова»
16.00–16.30. А. В. Бояркина (Санкт-Петербург). — Принципы перевода Виктора Коломийцова: драмы Вагнера
16.30–17.00. К. А. Жабинский (Ростов-на-Дону). — «Как слово наше отзовется…»: музыкальные композиции XIX–XXI веков «по прочтении…»
17.00–17.30. Е. В. Ровенко (Москва). — Шарль Бодлер о специфике смыслообразования в романтическом изобразительном искусстве
17.30–17.45. Е. Д. Кузина (Петрозаводск). — Юлий Блейхман и Константин Романов: из истории духовной оперы-легенды «Светоч Христианства» («Севастьян-мученик»)
17.45–18.00. Д. В. Любимов (Нижний Новгород). — Ж. П. Рихтер–Р. Шуман-М. М. Фокин: «Бабочки» в диалоге искусств
18.00–18.30. Перерыв
18.30–20.00. «Тайна музыки и слова». Беседа с А. А. Кнайфелем и О. А. Седаковой
5 октября, вторник. Белый зал
10.30–11.00. О. А. Скрынникова (Воронеж). — «Обертоны» примитивизма в ремарках «Золотого петушка» Н. А. Римского-Корсакова
11.00–11.30. И. П. Сусидко (Москва). — Жанрово-структурный инвариант Liedform и нарратив в романтической миниатюре: Песни венецианского гондольера ор. 19 № 6 и ор. 30 № 6 Ф. Мендельсона
11.30–12.00. Н. А. Брагинская (Санкт-Петербург). — Ш.-Ф. Рамю — либреттист «Сказки о солдате» И. Стравинского: о роли писателя в создании «читаемой, играемой и танцуемой» пьесы
12.00–12.40. П. В. Луцкер, И. П. Сусидко (Москва). — Строфика и сонатность в итальянской оперной арии 1720–1730-х годов
12.40–13.10. Анна Джуст (Падуя, Италия). — «Скупой рыцарь» Александра С. Пушкина в оперной транспозиции Сергея Рахманинова
13.10–13.30. Е. А. Кондратьева (Санкт-Петербург). — «Вода и грёзы» французской поэзии в песенном тексте: новая глубина
13.30–14.10. А. В. Парин (Москва). — «Невесть-что» и «почти-ничто»: музыка стиха и вербальность музыки Mélodies на стихи Поля Верлена и их интерпретации
14.15–15.15. Перерыв
15.15–15.45. И. Г. Райскин (Санкт-Петербург). — Композитор Михаил Булгаков. Звуковой мир писателя
15.45–16.00. А. Д. Петрова (Санкт-Петербург). — Эмоция, слово и жанр: можно ли читать Г. Берлиоза как художественный текст?
16.00–16.30. Л. А. Купец (Петрозаводск). — Дебюсси-композитор как поэт: художественная картина мира в вокальном цикле «Proses lyriques»
16.30–17.00. А. Л. Порфирьева (Санкт-Петербург). — Античность в эпоху Модерна — эволюция целей и образов
17.00–17.30. А. В. Наумов (Москва). — «…отхватит тебе всего Некрасова наизусть»: музыкальный портрет поэта в вокальном цикле Ц. А. Кюи ор. 62
17.30–18.00. А. В. Саломатин, А. А. Сокольская (Казань). — Трансформации вербального нарратива в «Послании, одобряющем стрижку волос» из вокального цикла «Любовь и жизнь поэта» Л. Десятникова
18.00–18.30. М. Г. Рыцарева (Нью-Йорк, США). — Ренан и Чайковский
18.30–18.50. З. В. Слободзян (Санкт-Петербург). — Взаимодействие литературного и музыкального текстов в опере Дж. Бенджамина–М. Кримпа «Написано на коже»
6 октября, среда. Зеленый зал
10.00–10.30. Д. Ю. Брагинский (Санкт-Петербург). — Балет Дмитрия Шостаковича «Золотой век»: процесс становления либретто
10.30–11.00. А. А. Николаев (Санкт-Петербург). — Московские балетные либретто 20-х годов XIX века: сюжеты, стиль, специфика
11.00–11.30. А. П. Груцынова (Москва). — Либретто петербургского балета первой половины XIX века: систематизация и особенности
11.30–12.00. М. В. Щербакова (Санкт-Петербург). — Пушкин и театр его времени: опыты театрализации «нетеатральных» произведений поэта в 1820–1840-е годы
12.00–12.30. Г. И. Ганзбург (Харьков, Украина). — Вокальная музыка и реформа орфографии
12.30–13.00. К. Немировская (Санкт-Петербург). — The Rake’s Regress: Проза Михаила Кузмина как возможный источник либретто «Похождений Повесы» Стравинского
13.00–13.30. Г. В. Петрова (Санкт-Петербург). — Истоки и источники «инструментальной драмы» в симфониях Г. Берлиоза
13.30–14.00. М. А. Константинова (Санкт-Петербург). — Снегурочка и Русалочка: сказочный сюжет в аспекте интертекстуальности (на примере произведений А. Н. Островского и Г. Х. Андерсена)
14.00–15.00. Перерыв
15.00–15.30. Ю. П. Медведева (Нижний Новгород). — Китай в европейских оперных либретто XVIII — первой половины XIX века
15.30–15.45. М. Г. Долгушина (Вологда). — Музыкальные мотивы «Воспоминаний» А. А. Фета
15.45–16.15. С. В. Лаврова (Санкт-Петербург). — Бернхард Ланг и литература поколения битников
16.15–16.45. Г. В. Ковалевский (Санкт-Петербург). — «Фауст» Гете, Вагнер и Бетховен: как в симфонии найти сюжет
16.45–17.15. В. П. Кадочников (Екатеринбург). — Й. Гайдн: «Семь слов Спасителя на кресте» — взаимодействие слова и музыки в процессе модуляции жанра
17.15–17.30. А. А. Гудкова (Петрозаводск). — Роман И. фон Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера» в музыкальном прочтении А. Г. Рубинштейна
17.30–18.20. Ю. С. Габай (Нью-Йорк, США). — Некоторые аспекты сакрализации текста и музыки в литургии
Опубликовано: 4 октября 2021 / Обновлено: 7 октября 2021