МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Круглый стол «Старообрядчество: традиции и современность»

Круглый стол «Старообрядчество: традиции и современность»

GOD_Logo03-012 июня в  РИИИ прошел круглый стол «Старообрядчество: традиции и современность».

Произошедший в середине XVII в. раскол Русской православной церкви, который породил огромное по масштабам движение русского старообрядчества, остается одним из двух важнейших, кардинальных социально-исторических событий, повлиявших на дальнейшие судьбы русского фольклора.  Очевидно, что музыкально-историческая проблематика раскола – это общее поле тесно взаимосвязанных проблем и вопросов, относящихся к компетенции русской музыкальной медиевистики, палеографии и археографии, общей и музыкальной литургики, общей истории русской музыки, этнолингвистики и этномузыковедения.

Для обсуждения были предложены следующие вопросы-тезисы:

– Концепция А. В. Конотопа о византийском «следе» и о формировании традиций русского многоголосного знаменного роспева; творческие опыты исполнения партитурных нотаций А. Конотопа мужским хором А. Гринденко; попытка А. Конотопа установить типологические параллели между знаменным многоголосием и ансамблевым многоголосием русских фольклорно-песенных традиций.

– Покаянные стихи – духовные стихи старообрядцев – духовные стихи в фольклорных традициях православных.

– Устно-письменная природа старообрядческого служебного пения.

– Утрата умения «петь по крюкам» и переход к «пению по напевке», то есть фактически к фольклорному способу устной передачи, сохранения и воспроизведения богослужебных песнопений в большинстве старообрядческих общин.

– «Старообрядческое возрождение» (после Высочайшего указа «О веротерпимости», 1905) и его последствия в традициях богослужебного пения, в репертуаре духовных стихов и в собственно фольклорных традициях старообрядцев.

– «Духовное» и «мирское» в жизни, в быту и в фольклорных традициях старообрядцев; закрытость «духовного знания» и открытость фольклорных традиций.

– Фольклорные старообрядческие традиции в современной России, в анклавах на постсоветском пространстве и в дальнем зарубежье.

– Служебные песнопения (тропари, кондаки и ирмосы) в «мирских» фольклорных традициях – у православных и у старообрядцев.

– Феномен нерусского старообрядчества в России.

Провел круглый стол ведущий н. с. сектора фольклора РИИИ, д. иск. В. А. Лапин. В дискуссии приняли участие Ф. В. Панченко (зам. директора по науке ИРЛИ (Пушкинский Дом), к. иск.), А. Н. Власов (зав. отделом русского фольклора ИРЛИ (Пушкинский Дом), д. филол. н.), М. К. Бурьяк (директор Новгородской детской музыкальной школы русского фольклора, к. пед. н.), Г. В. Тавлай (ст. н. с. сектора фольклора РИИИ, к. иск.), В. Е. Добровольская (зав. фольклорно-этнографическим отделом Гос. республиканского центра русского фольклора (Москва), к. филол. н.), А. В. Ромодин (зав. сектором фольклора РИИИ, к. иск.), А. А. Гаджиева (хранитель коллекции музыкальных инструментов РЭМ (СПб.)). Н. С. Серегина (ведущий н. с. сектора музыки РИИИ, д. иск.) прокомментировала фрагменты видеозаписей Н. Г. Денисова о старообрядцах Костромской обл. Е. Н. Разумовская (член Союза композиторов СПб.) показала фрагменты своего фильма о староверах штата Орегон (США). С. В. Кучепатова (н. с. сектора фольклора РИИИ) представила экспедиционные материалы по староверам Волховского р-на Ленинградской обл. А. Б. Никаноров (ст. н. с. сектора инструментоведения РИИИ, к. иск.) сделал сообщение о возрождении традиции колокольных звонов у старообрядцев после указа 1905 г.


Опубликовано: 2 июня 2014 / Обновлено: 4 июня 2014