Концерт и мастер-класс Брайана Франклина и Брижит Гассер
22 и 23 октября в Российском институте истории искусств в рамках Международной научной конференции «Памятники эпистолярного жанра в искусствоведении: задачи и перспективы исследования» и в преддверии Международной конференции «Музыкальный Петербург: творческие диалоги» состоялись концерт и мастер-класс швейцарских музыкантов Брайана Франклина и Брижит Гассер.
22 октября с 19.00 до 20.00 в Зеленом зале РИИИ прошел концерт «Письма к принцу». Музыка XVIII века для двух гамб.
23 октября с 18.00 до 20.00 в Зеленом зале РИИИ прошел мастер-класс музыкантов.
Концерт «Письма к принцу» был выстроен музыкантами на основе переписки гамбиста и композитора Жана-Батиста Форкре (сына выдающего виртуоза Антуана Форкре) и кронпринца Пруссии Фридриха Вильгельма. В 1767 году Форкре получил послание от слуги принца, в котором тот просил прислать его господину музыкальные произведения для гамбы, струны, а также методические указания к исполнению. Так завязалась переписка между жившим в Париже музыкантом и берлинским аристократом, в которой обсуждались вопросы, связанные с техникой игры на гамбе и музыкальной литературой для нее. Из всей корреспонденции сохранились лишь ответные письма Форкре, очень содержательные, по сути представляющие собой курс «удаленного обучения» игре на гамбе для кронпринца. Ответы Форкре сопровождались музыкой, либо специально сочиненной для принца, либо приобретенной для него же. Переписка продолжалась два года. В 1769 году в жизни принца происходят перемены, он разводится с женой и оставляет игру на гамбе, предпочтя ей виолончель.
В программе были приведены цитаты из писем музыканта кронпринцу, а также прозвучала музыка обоих Форкре — отца и сына, демонстрирующая изысканный французский стиль. Намеки в письмах на некоего «берлинского учителя игры на гамбе» позволяют предположить, что Фридрих Вильгельм не был полностью удовлетворен «заочным обучением» у Форкре. Поэтому в концерте прозвучит также соната анонимного автора, принадлежавшего берлинской школе, и соната Карла Фридриха Абеля (пожалуй, последнего крупного виртуоза на гамбе). Эти вещи показывают, сколь различны были немецкий и французский стили игры на гамбе.
БРАЙАН ФРАНКЛИН (Brian Franklin)
Брайан Франклин, родился в США. Начал заниматься игрой на виоле да гамба в Торонто (Канада). С 1977 по 1982 год обучался в Базельской музыкальной академии (Schola cantorum Basiliensis) в классе Жорди Саваля. С 1983-го занял пост доцента по классу виолы да гамба, камерному ансамблю и исторической исполнительской практике в Цюрихской Высшей школе искусств (Zürcher Hochschule der Künste) и консерватории города Цюриха.
На протяжении многих лет музыкант активно концертирует вместе с различными ансамблями («Canti B», «Daedalus», «Cellini Consort», «Marais Consort»). В составе этих ансамблей Б. Франклин записал несколько CD.
Последние пять лет музыкант является участником и одним из организаторов ежемесячных «Музыкальных вечеров в Базеле» («Abendmusiken Basel») — цикла концертных исполнений духовной музыки XVII века.
БРИЖИТ ГАССЕР (Brigitte Gasser)
Швейцарская исполнительница на гамбе Брижит Гассер выросла в Голландии, где и начала заниматься старинной музыкой.
После обучения в женевском Центре старинной музыки (Centre de Musique Ancienne) она завершила свое высшее музыкальное образование в 1990 году в Базельской музыкальной академии (Schola cantorum Basiliensis) в классе Жорди Саваля.
Б. Гессер концертирует по всей Европе вместе со многими знаменитыми солистами (в их числе Эмма Киркби, Андреса Шолль, Магдалена Кожена), а также с ансамблями старинной музыки («Concerto Vocale» под управлением Рене Якобса, «Ensemble Gilles Binchois» под управлением Доминика Веллара, и др.)
Репертуар Б. Гассер охватывает музыку от XV столетия до наших дней. Наряду с игрой на исторически точных копиях гамб XVI и XVIII веков она специализируется на исполнении Basso Continuo на лире да гамба (Lirone).
Б. Гассер принимала участие во многих CD- и радио-записях, в частности с ансамблями «Concerto di Viole» (в создании которого она приняла участие), «The Earle his Viols» и «Ensemble Daedalus». Она участвовала в многочисленных оперных проектах в театрах Женевы, Базеля и Цюриха.
Б. Гассер дает курсы исполнительского мастерства и является автором Школы игры на гамбе (Verlag Musiche Varie, 2008). С 2010 года — доцент Консерватории в Берне (по классу гамбы).
Опубликовано: 22 октября 2018 / Обновлено: 7 ноября 2018