Презентация девятого выпуска «Вопросов инструментоведения»
В понедельник 22 сентября состоялась презентация девятого выпуска «Вопросов инструментоведения».
Выпуск содержит статьи и материалы VIII Международного инструментоведческого конгресса «Благодатовские чтения», который состоялся 2–5 декабря 2013 года в Российском институте истории искусств.
Конгресс, организуемый сектором инструментоведения института, широко известен и приобрел солидный размах. Коллеги признают за сектором право считаться безусловным центром инструментоведческой науки, как в России, так и в бывших союзных республиках. Весомый авторитет сектор заслужил и в дальнем зарубежье, чему способствовала разносторонняя деятельность его лидера — видного ученого-инструментоведа, этномузыколога, композитора И. В. Мациевского. Одна из статей сборника непосредственно касается инструментоведческой школы РИИИ. С. Субаналиев (Бишкек) анализирует методологические достижения исследователей сектора инструментоведения.
Содержание сборника охватывает множество национальных культур, разнообразная тематика статей затрагивает самые различные исследовательские аспекты и проблемы. Подобная широта отражает концептуальную направленность сектора, нацеленного на сравнительное изучение культур, инструментов, форм музыки и музицирования.
Структура сборника содержит несколько разделов. Третья, самая масштабная часть книги посвящена проблемам этноорганологии. В ней можно найти материалы по русским, белорусским, украинским, румынским, финским, карельским, эстонским, удмуртским, таджикским, индийским, индейским, тюркским инструментам. В статьях этнологического раздела сборника исследуются самые разные типы инструментов: от белорусской волынки и скрипки до индийского ситара и флейт майя (в музеях Гватемалы). Музейная тематика представлена статьями о казанских (В. Яковлев) и петербургских (А. Гаджиева) собраниях музыкальных инструментов (последние находятся в Российском этнографическом музее). Содержание публикуемых в сборнике работ выходит далеко за пределы изучения лишь собственно инструментария. Исследуются системные соотношения между инструментами и формами музыки; эстетическими воззрениями, магическими практиками музыкантов и артикуляцией; исполнительством, философскими взглядами и древними синкретическими представлениями.
Первый, небольшой раздел сборника обладает поэтическим подтекстом, касающимся темы прощания в музыкальной культуре. Глубоким этическим смыслом наполнено обращение к выдающимся личностям — композиторам, музыковедам, исполнителям. Среди них и всемирно известный П. Хиндемит (Е. Воробьева, Санкт-Петербург), и яркие представители отечественной композиторской школы – Д. Смирнов (О. Никифорова, Петрозаводск), и недавно ушедший от нас Р. Зелинский. Слово о Романе Федоровиче — разностороннем музыканте, композиторе, ученом, педагоге, писателе произносит его друг и коллега И. Мациевский. Специальные работы посвящены замечательным создателям музыкальных инструментов — уральскому скрипичному мастеру Владимиру Терехову (Т. Терехова, Екатеринбург) и творцу электронного терменвокса Льву Термену (Л. Кавина, Оксфорд).
Второй раздел книги касается проблем музыкальной археологии. Несмотря на то что здесь представлены всего три автора, содержание этого раздела чрезвычайно весомо. Информацией о существующей во многих странах на рубеже XX–ХI веков экспериментальной археологии делится А. Алпатова (Москва). Вопросы реконструкции и типологии мембранофонов, бытовавших в IV–III тысячелетиях до н. э. на территориях современных Украины, Молдовы, Румынии, рассматривает О. Олейник (Львов). Статья И. Вдовиченко (Симферополь) и В. Баранова (Киев) посвящена сведениям об инструментах, найденных при раскопках древних Керчи, Судака, Херсонеса. Многослойная история Крыма отразилась в этих находках: античность; литургические формы византийского, католического, армянского богослужений; эпос (предположительно готский по происхождению); агональные состязательные культурные виды.
Еще один крупный раздел сборника касается академической инструментальной музыки. ХХ век представлен композиторскими именами поляка Хенрика Гурецкого (И. Вискова, Москва), американца Гарри Парча (А. Тимошенко, Санкт-Петербург). Фортепианное творчество С. Губайдулиной и С. Слонимского изучается в статье О. Щербатовой (Нижний Новгород). Ряд статей касается музыкального исполнительства — клавесинного и органного в современном Петербурге (Н. Калентьева, Санкт-Петербург), фортепианного, в связи со сложностью фактуры у аккомпанирующего рояля в романсах С. Рахманинова (А. Тимофеева, Берлин).
Один из разделов посвящен проблемам кампанологии. В статье А. Гусевой и М. Ивановой (Москва) исследуются способы и чины церковного призыва — звона — в соотношении со временем и порядком самого богослужения. А. Никаноров (Санкт-Петербург) предлагает историографию российской кампанологии 1990-х — начала 2000-х годов. Личностный аспект высвечивается в работе К. Гуреева (Петрозаводск) — о внецерковном звоне в практике исполнителей государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи» и в статье С. Яблонской (Санкт-Петербург) — о традиционной системе колокольных звонов XIX и XX веков по описаниям Константина Никольского и Серафима Слободского.
Последний, скромный по объему раздел книги носит название «Инструментарий звуковой среды». В этом, очевидно экспериментальном, разделе представлен опыт изучения традиционных музыкантов с помощью новейших средств компьютерного анализа (В. Юнусова, А. Харуто, Москва), предъявлено описание ранних электронных инструментов (А. Контрерас, Мехико), исследуется пространство городской звуковой среды (К. Анценбахер, К. Рейтер, Вена, М. Олер, Кёльн). Экзотические опыты по поиску «утраченных смыслов» предлагает В. Недлина (Алматы), повествуя об электродомбре и других интереснейших экспериментах в казахском инструментоведении. Наконец, И. Алдошина, И. Мациевский, П. Игнатов (Санкт-Петербург) сообщают о той научной значимости, которую имеет анализ акустических параметров музыкальных инструментов.
Ценность публикуемого сборника отражает главную идею самого сектора инструментоведения: концептуальные подходы к сложнейшим историко-культурным проблемам, к вопросам типологии должны обязательно дополняться исследованиями конкретных реалий, аспектов, локусов, с постоянной обязательной опорой на практику, на творчество, на делание, осуществление искусства. Многие авторы, привлекаемые сектором к сотрудничеству, находятся в русле именно такого подхода к науке. Очередной — масштабный и значимый — сборник сектора инструментоведения Российского института истории искусств, вне всякого сомнения, найдет своих заинтересованных читателей и, безусловно, займет свое заслуженное место в отечественной науке.
Материал подготовлен на основе вступительной статьи к сборнику «Вопросы инструментоведения. Вып. 9» кандидата искусствоведения, зав. сектором фольклора РИИИ А. В. Ромодина.
Опубликовано: 22 сентября 2014 / Обновлено: 24 сентября 2014