МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Авторский вечер Игоря Мациевского в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского

Авторский вечер Игоря Мациевского в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского

20 сентября 2021 года в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского состоялся авторский вечер Игоря Мациевского. В концерте приняли участие яркие исполнители, лауреаты многочисленных международных конкурсов, имеющие значительный опыт в исполнении музыки современных авторов, воспитанники и преподаватели ведущих музыкальных вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Германии, Китая, почитатели творчества композитора. Программу двух отделений концерта составили хоровые сочинения на старославянском, русском и украинском языках, Соната № 1 из Диптиха «Вступление в апокалипсис» для виолончели соло, части из фортепианного цикла «Тени Петербургские», Черемошская поэма для скрипки и фортепиано, пьесы из Цикла для трубы и фортепиано, Концерт для трех фортепиано.

Концерт открылся кратким вступительным словом музыковеда, кандидата искусствоведения Ангелины Сергеевны Алпатовой.

Высочайший профессиональный уровень продемонстрировал хор студентов Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова под руководством кандидата искусствоведения, доцента кафедры «Дирижирование академическим хором» Владимира Красова. Коллектив является лауреатом Grand Prix многих престижных международных конкурсов, в том числе обладателем Золотого диплома IV Международного хорового конгресса (Москва, 2017). Одним из приоритетных направлений хора является сотрудничество с современными композиторами России и Европы: С. Слонимским, Р. Леденёвым, Вл. Агафонниковым, В. Киктой, И. Голубевым, В. Юровским, С. Калининым, А. Соловьёвым, М. Воиновой, Л. Штрайхом (Швеция) и др. И. В. Мациевский влился в эту блестящую когорту. Хормейстеру оказалась очень близкой удивительная способность композитора вживаться в образы разных культур, привлекая при этом поэзию на языке оригиналов. «Работать над сочинениями И. Мациевского, — сообщил хормейстер, — было крайне интересно! В них фольклорная художническая позиция органично претворяется средствами современной композиторской техники, сохраняя при этом индивидуальный почерк. Игорь Владимирович — композитор-мелодист! Каждая линия хоровой фактуры обладает своей уникальной мелодикой, естественной и удобной для вокального исполнения».

Соната № 1 из Диптиха «Вступление в апокалипсис» для виолончели соло прозвучала в исполнении лауреата международных конкурсов, преподавателя Харбинской консерватории (КНР) Владимира Гуляева. Виолончелист в течение многих лет является популяризатором музыки Игоря Владимировича. Его докторская диссертация, представленная в 2010 году в Университете штата Мичиган (Michigan State University), была посвящена композиторскому творчеству И. В. Мациевского и его Диптиху «Вступление в апокалипсис».

Горячий отклик слушателей вызвало мастерство лауреатов международных конкурсов, преподавателя Московской консерватории Никиты Токарева (труба) и студентки Московской консерватории, участницы международной школы имени Гнесиных Марии Ткач (фортепиано). Бурными овациями была оценена виртуозная техника трубача («Вечное движение») и поистине проникновенный, певучий звук его необыкновенного инструмента («Новеллетта»).

Фортепианный цикл «Недавнее и далекое» («Тени Петербургские») по праву считается одним из самых любимых и исполняемых сочинений композитора. Слушателю импонирует тонкое чувство музыкальности автора, изящный вкус, его удивительная изобретательность. И. Мациевский создал ироничный и остроумный музыкальный мир, где в его воспоминаниях о давно минувших днях, о детстве всегда можно услышать что-то свое, глубоко личное, волшебно-прекрасное. Оригинальное прочтение пяти пьес из цикла («Прелюдия», «Кант», «Музычка», «Улица Яблоновка», «Порыв») представила внучка композитора, воспитанница Берлинского университета искусств Катерина-Мария Шмидт. Она гибко варьировала оттенки и темпы, тонко чувствовала лиризм и яростные перепады настроения в пьесах. Ее российский дебют был принят взыскательной московской публикой благосклонно.

Черемошская поэма для скрипки и фортепиано была написана И. Мациевском для двух солистов-виртуозов. Как рассказал сам композитор, «Черемош — это берущая свое начало в Восточных Карпатах извилистая река, с крутыми обрывистыми склонами, трудно преодолимыми порогами, с мощным течением и водопадами. Левый исток Черемоша — Чёрный Черемош, соединяясь с Белым Черемошем, вливается в Прут, который вместе с множеством других рек несет свои воды в Дунай. Говорят, что в устье, где Дунай впадает в Черное море, воды Черемоша все еще можно распознать». Партию скрипки вдохновенно исполнила Виктория Мациевская. В юности ее взял к себе на обучение народный музыкант, легендарный гуцульский скрипач Василь Грималюк (Могур). По мнению Виктории, Могур был революционером-новатором скрипичной игры. Он обладал поразительной притягательностью в исполнении, особым гипнотизмом, точно найденной интонацией, в его программных композициях было много феноменальных звукоизобразительных приемов. Именно творчество Могура вдохновило Игоря Владимировича на написание Черемошской поэмы, которая сразу же приобрела известность благодаря своим техническим трудностям. Сложные исполнительские приемы: экстремальные регистровые скачки, моментальное переключение с одного штриха на другой, головоломные интонационные задачи (игра секундами, большими септимами и пр.) — все это на фоне острых кластерных гармоний, резких тональных сдвигов, диссонансов у обоих инструментов. Музыканты с честью выдержали испытание на профессионализм и выносливость. Но главное, что им удалось, — передать общий дух гуцульской скрипичной музыки, ее необычайную энергию, вводящую слушателя в транс.

Концерт для трех фортепиано был исполнен фортепианным ансамблем Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке в составе: Эльвира Аванесян, Данил Даутов, Лейла Сафина (руководитель — профессор Рустам Раджапович Шайхутдинов). По словам руководителя Дирекции концертных программ камерных залов Московской консерватории Татьяны Григорьевны Пан, за последние 30 лет идея установить три рояля на сцене Рахманиновского зала была осуществлена впервые.

Когда рояли были воздвигнуты и крышки были подняты на разные высоты, у зрителя сложилось впечатление, будто на подиуме — настоящие декорации, в которых должно разворачиваться драматическое действо.

Концерт был написан в традициях современной музыки со всей выразительностью новых композиционных техник, прежде всего сонорной. Пианисты, обладающие яркими и мощными темпераментами, задали концерту высокий эмоциональный градус: они стремительно переходили от одного инструмента к другому, утверждая каждый свою тему, то перебивая-прерывая друг друга, то, напротив, сливаясь в «трио согласия».

Сочинение было исполнено с какой-то безудержной решимостью и свободой, так что не оставалось никаких сомнений в том, что московская премьера концерта для трех фортепиано состоялась.

Марина Сень

 

ИГОРЬ МАЦИЕВСКИЙ

Композитор, доктор искусствоведения, профессор Игорь Мациевский является одним из наиболее крупных проводников национальных музыкальных культур Восточной Европы в России.

Выпускник Львовской музыкальной академии (ученик А. Солтыса, Р. Симовича, А. Никодемовича, В. Гошовского), автор с детства — носитель украинского и польского языков, тонко слышит и передает в своих произведениях интонационную природу живой речи и неповторимую прелесть этнической традиции. Музыка композитора отличается красочностью при глубине содержания и всегда звучит современно.

Сочинения Мациевского исполняются как в России, так и за рубежом и включают оперу, ораторию «Пам’ять про Лесю Українку», Симфонию-концерт и Концерт для скрипки с оркестром, Камерную симфонию для струнного оркестра, Симфоническую поэму, Симфонический триптих, Концерт для оркестра русских народных инструментов и Поэму для оркестра литовских инструментов, два струнных квартета, Поэму для арфы, Квинтет для деревянных с валторной, три сонаты для скрипки и виолончели соло, сонаты для фортепиано, скрипки и фортепиано, виолончели и фортепиано, три фортепианных цикла и Концерт для трех фортепиано, двенадцать вокальных, вокально-симфонических и хоровых циклов и многие др. Его перу принадлежат инструментальные и вокальные циклы на народные (в том числе диалектные — гуцульские, подольские, лемковские, подляшские) тексты и стихи украинских поэтов Т. Шевченко, Л. Украинки, Б.-И. Антонича, П. Тычины, И. Драча, Мик. Винграновского и др. (в оригинале), циклов хоровой духовной музыки — для смешанного, мужского и детского хоров), крупных и малых инструментальных форм — «Черемошська поема» и другие скрипичные произведения, в том числе и составившие авторский сборник «Я росту» («Нова книга», 2011); вокальные циклы «Польские тетради» (Kajety polskie) на стихи польских поэтов Владислава Броневского («Образки» / Obrazki), Тадеуша Ружевича («Спевки», «Беспокойство» / Śpiewki. Niepokój), Яна Бжэхвы («Байки» / Bajki) (в оригинале); цикл из восьми  фортепианных пьес («По мотивам шляхетским» / Z motywów szlacheckich); циклы хоровой духовной музыки («Молитвы» / Modlitwy для смешанного и «Пасторальки»/ Pastoralki для детского хора). Многократно исполнявшиеся в России, Украине и Польше (Львов, Харьков, Киев, Ивано-Франковск, Краков, Люблин, Белосток, Варшава), они были опубликованы в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Львове, Тернополе, Виннице и др. Мациевским создана музыка к более чем десяти музыкальным, художественным и художественно-публицистическим фильмам киностудий «Ленфильм» и «Беларусьфильм» (в том числе по собственным сценариям), «Медиа-мастер», «Геракл», «СТВ» и «Белвидеофильм», а также к музыкальным спектаклям, поставленным в театрах Санкт-Петербурга, Москвы и Кемерово. Среди кинопроизведений с музыкой композитора — награжденные многочисленными международными премиями фильмы «Фараон», «Небывальщина», «Древо вечности», «Нескладуха», «Сочинушки», «Данчык», «Сказ о Федоте-стрельце», «Левша», «Такая судьба» и др.

Игорь Мациевский — исследователь и педагог; глава российской инструментоведческой школы, выпустивший 28 кандидатов и 6 докторов наук в сфере искусствоведения; автор значительного числа научных музыковедческих работ о традиционной инструментальной и вокальной культуре украинских диалектов Гуцульщины, Подолья, Херсонщины, Подляшья, Полесья, восточного польского пограничья. Он неоднократно читал курсы лекций в Национальной музыкальной Академии Украины в Киеве, музыкальных академиях и университетах Харькова, Львова, Ивано-Франковска, Минска, Варшавы, Ягеллонском университете в Кракове, в ежегодных летних школах народного пения, проводимых Люблинским фондом «Мuzyka kresów», принимал и продолжает принимать активное участие в воспитании целой плеяды молодых украинских, белорусских, польских, российских, казахских и др. исследователей этнической музыки.

Благодаря активному участию в работе этномузыковедческих экспедиций на Северо-Западе России, Урале, в Карпатах, Киргизии, Узбекистане, Польше, Литве, Словакии, ряд которых был организован самим ученым, появилось более двухсот научных работ о музыке славян, балтов, вепсов, коми, марийцев, казахов, киргизов, тувинцев и др. народов. Большинство из них опубликованы во многих странах мира и посвящены проблемам традиционного инструментализма, певческого исполнительства, композиции, импровизации, музыкального образования. Отдельные исследования были написаны также в соавторстве с известными этномузыковедами и инструментоведами Е. В. Гиппиусом, И. И. Земцовским, В. Е. Гусевым, Ю. Е. Бойко, Л. Н. Рыжковой.

Член Союзов композиторов России и Украины, председатель Программного совета Центра духовной и народной культуры Средне-Восточной Европы (Люблин), член Президиума Украинской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга, Игорь Мациевский удостоен званий Заслуженного деятеля искусств Украины, Заслуженного деятеля культуры Польши.

В своем очерке с многозначным названием «Похвала универсализму, или о пользе общения с традицией: Hommage Игорю Мациевскому» доктор Хероним Граля отметил: «Писать об Игоре Мациевском, несмотря на всю его популярность (отнюдь не в единственной профессиональной области) и неоспоримые научно-музыкальные достижения, непросто. Основные биографические сведения можно без труда найти в различных музыкальных энциклопедиях и справочниках (в том числе в польской “Музыкальной энциклопедии”  <добавим — в Украинской, Российской и Британской музыкальной энциклопедиях>, но даже самый подробный перечень заслуг и успехов окажется неполным, оставляя за рамками целый каталог аспектов деятельности творца, ученого и педагога. Наконец, ни одна библиографическая справка не может передать всей глубины обаяния, обеспечивающего ему восторженное отношение целой плеяды коллег — музыкантов, исследователей и студентов, представителей других искусств и науки и даже политиков. Это действительно нечастое явление, когда на принадлежность своей культуре ученого и музыканта дружно претендуют украинцы и поляки, белорусы и русские… Хочу особо подчеркнуть слово “дружно”, потому что не может быть и речи о выдвижении на первый план чьих-либо притязаний и удерживания этого выдающегося музыканта только для себя, для одного народа или культуры. Нет сомнений, что первопричина явления — личность самого художника, Гражданина Восточной Европы».

Ангелина Алпатова


Опубликовано: 20 сентября 2021 / Обновлено: 29 сентября 2021