Ушел из жизни Ю. А. Смирнов-Несвицкий
17 ноября 2018 года ушел из жизни Юрий Александрович Смирнов-Несвицкий, историк и критик театра, доктор искусствоведения, профессор.
Юрий Александрович родился 23 февраля 1932 года в Ленинграде. После окончания в 1956 году театроведческого факультета в Ленинградском государственном театральном институте им. А. Н. Островского творческая деятельность Юрия Александровича началась в Челябинске, где он сначала преподавал методику театрального кружка, затем сотрудничал в редакции газеты «Челябинский рабочий».
В Российском институте истории искусств Юрий Александрович прослужил более полувека, с 1963 по 2014 год; сначала старшим научным сотрудником НИО Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, затем заведующим НИО, а после возвращения Зубовским институтом самостоятельного статуса — заместителем директора по научной работе.
Параллельно с искусствоведческой деятельностью Юрий Александрович занимался и театральной практикой. В 1969 году он основал новый, во всех смыслах авторский театр «Суббота» и был его бессменным руководителем.
Научное и художественное наследие Ю. А. Смирнова-Несвицкого обширно и разнообразно. Это десятки исследовательских статей и несколько книг о современном художественном процессе и творчестве Е. Б. Вахтангова, В. В. Маяковского, И. А. Бунина. Это и десятки спектаклей, поставленных по своим оригинальным пьесам («Окна, улицы, подворотни», «Томление души Риты В.», «Лунный пейзаж» и др.), а также на основе классической драматургии и прозы (У. Шекспир, А. П. Чехов, И. А. Бунин, Э.-М. Ремарк).
В. А. Лапин. Памяти Юрия Александровича Смирнова-Несвицкого
Интернет буквально взорвался горестью по поводу кончины «создателя и бессменного художественного руководителя театра-клуба ”Суббота”». Это, конечно, правда. Но это не вся правда. Юрий Александрович был, кроме того, театроведом-ученым, доктором искусствоведения. Его докторская диссертация была посвящена знаковой в то время теме «Маяковский и театр».
Но вообще-то, сам Ю. А. был насквозь театральным человеком, в котором постоянно жила потребность превращать скучные будни в праздники жизни. Даже когда был председателем группы народного контроля (было в советские времена такое образование) на Исаакиевской площади, — во время отчета на общем партийном собрании ЛГИТМиК в Учебном театре он заявил, что «если научный сотрудник не может себе позволить хотя бы раз в день просто полежать на диване, глядя в потолок, то он и не человек вовсе, а тем более не ученый».
Став председателем Диссертационного совета уже в самостоятельном Институте истории искусств, он мог войти в Зеленый зал на заседание Совета в черной фетровой шляпе и так и восседал за председательским столом, превращая эту довольно скучную процедуру в некое театрально-игровое действо. А когда процедура защиты заканчивалась, все собирались за праздничным столом и после нескольких тостов, предвкушая удовольствие, ждали, когда Ю. А. артистично и со вкусом расскажет очередную версию притчи-баллады о бассейне…
А чего стоят его предновогодние театрализованные действа-скетчи под названием «Краузе не пройдет!». Мы все по очереди становились участниками этого сериала, сюжетная интрига которого завязывалась на том, что некий лазутчик Краузе проникал в Институт, чтобы выяснить сокровенную «тайну Зубовского института»…
Светлая память об этом замечательном человеке останется с нами на всю оставшуюся нам жизнь!
Опубликовано: 21 ноября 2018 / Обновлено: 24 ноября 2018