Открытая лекция Г. В. Ковалевского «Фаустианские мотивы в балете Альфреда Шнитке “Пер Гюнт”»
В среду 30 марта в РИИИ состоялась открытая лекция научного сотрудника сектора музыки, кандидата искусствоведения Г. В. Ковалевского «Фаустианские мотивы в балете Альфреда Шнитке “Пер Гюнт”» (в рамках семинара «Задачи и методы изучения искусств»).
Балет «Пер Гюнт» по мотивам пьесы Генрика Ибсена был заказан композитору выдающимся хореографом Джоном Ноймайером, закончен в 1988 году и впервые поставлен в Гамбурге в феврале 1989 года. В 1990 году Ноймайер привозил эту постановку в Москву и в Петербург.
Монументальный двухчасовой балет, по сути, стал последней великой балетной партитурой XX века, в которой нашли свое воплощение идеи симфонизации балета, начатой П. И. Чайковским и продолженной затем с большим успехом Сергеем Прокофьевым. Начало работы Шнитке над «Пер Гюнтом» совпало с завершением им нашумевшей «Фауст-кантаты», написанной на текст «Народной книги о Фаусте», и не случайно немецкий и норвежский «народные» персонажи «зарифмовались» друг с другом. В своем балете Шнитке словно подводит итог своему самому яркому творческому периоду. Во время написания «Пер Гюнта» композитор переживает тяжелый инсульт, что отразилось на его мировоззрении и авторском стиле. Открытием балета стал грандиозный двадцатиминутный «Эпилог», в котором Шнитке блестяще справляется с невероятной задачей «показать тени иного измерения». Спустя четверть века, в начале 2016 года, Ноймайер привез в Москву новую редакцию «Пер Гюнта», с большим успехом прошедшую на сцене Большого театра. Во время лекции были показаны видеофрагменты из балета.
Опубликовано: 30 марта 2016 / Обновлено: 21 января 2017