Петербургская премьера оперы Н. П. Яхонтова «Милет и Милета» состоялась на Международном симпозиуме «Работа над собранием сочинений композиторов»
2 сентября в Белом зале Российского института истории искусств состоялась петербургская премьера оперы Н. П. Яхонтова «Милет и Милета» в исполнении преподавателей и учащихся Псковского областного колледжа искусств им. Н. А. Римского-Корсакова.
Николай Петрович Яхонтов (1764–1840) — одаренный музыкант, оперный композитор, был близким другом крупнейших деятелей русской культуры рубежа XVIII–XIX веков. По материнской линии Н. П. Яхонтов состоял в родстве с Н. А. Львовым, Г. Р. Державиным, В. В. Капнистом и А. М. Бакуниным. Творческая жизнь Яхонтова проходила между Санкт-Петербургом и Псковской губернией, куда он окончательно переселился в 1807 году.
«Милет и Милета» (1796) — одно из трех оперных сочинений Яхонтова — была написана в тесном содружестве с выдающимся деятелем русской культуры XVIII века Н. А. Львовым.
Произведение считалось утраченным, и лишь несколько лет назад рукопись была найдена в Научной библиотеке Санкт-Петербургской консерватории ее сотрудницей — Ольгой Кузнецовой. В результате проведенного О. Кузнецовой исследования выяснились обстоятельства сочинения этой оперы, предназначенной для домашних спектаклей в домах Г. Р. Державина и Н. А Львова. Была переведена в электронный вид и стала доступной партитура оперы.
«Милет и Милета» была написана Яхонтовым в жанре оперы-пастиччо с использованием популярной в XVIII веке музыки Дж. Паизелло, В. Мартин-и-Солера, а также мелодии романса на стихи Г. Р. Державина «Мечта». В либретто аллегорически передавалась история взаимоотношений Г. Р. Державина и его второй жены Д. А. Дьяковой.
Исполнение барочной и раннеклассической музыки ставит перед певцами, инструменталистами, постановщиками сложные вопросы, касающиеся звуковедения, тембров, темпов, динамики. Кроме того, всегда существует опасность сделать сухую историческую реконструкцию, утратив подлинный дух произведения.
«Для сердец, влюбленных страстно, целый год и век весна» — эти стихи, звучащие в завершающем оперу торжественном хоре, могли бы стать эпиграфом для постановки оперы «Милет и Милета» в РИИИ.
Юные исполнители — студенты Псковского областного колледжа искусств вдохнули жизнь в барочное сочинение, вернули опере ее первозданную искренность и свежесть. Наивная история зарождения хрупкого чувства любви в душах двух пастушков неожиданно по-новому зазвучала в XXI веке и нашла живой отклик в сердцах слушателей.
Музыка выдающегося русского композитора Н. П. Яхонтова вернулась на сцену Санкт-Петербурга, «ожила» в юных голосах его земляков — псковичей. Будем надеяться, что и две другие оперы, партитуры которых хранятся в архивах Псковского музея-заповедника, найдут своих исследователей и исполнителей.
Лариса Никитина, музыковед, член Союза композиторов РФ
Действующие лица и исполнители:
Милет, пастух | Валерия Комарова, лауреат международных конкурсов |
Милета, пастушка | Елизавета Дудник |
Амур (без речей) | Анна Таратынова |
Пастухи и пастушки | Академический хор Псковского областного колледжа искусств им. Н. А. Римского- Корсакова |
Художественный руководитель хора | Инна Суровицкая |
Хормейстер | Валерия Пименова |
Инструментальный ансамбль | Елизавета Федулова (скрипка) Пётр Гритц (фагот) Дмитрий Маховиков (кларнет)Серафима Скнар (фортепиано) |
Переложение для камерного ансамбля | Татьяна Лаптева, член Союза композиторов РФ |
Оркестровая фонограмма | Тимофей Никогосов |
Звукооператор | Влад Варкентин |
Руководитель проекта | Лариса Никитина, член Союза композиторов РФ |
Опубликовано: 7 сентября 2015 / Обновлено: 9 сентября 2015