Семинар «Точка зрения и форма кругового обзора: К вопросу о механизмах смыслообразования и типах театральных пространств»
В понедельник 25 мая в РИИИ прошел семинар «Точка зрения и форма кругового обзора: К вопросу о механизмах смыслообразования и типах театральных пространств» (из цикла семинаров «Проблемы искусствоведческого исследования»). Ведущий — старший научный сотрудник сектора актуальных проблем современной художественной культуры, кандидат искусствоведения И. В. Вдовенко.
21 год назад, в конце мая 1994-го, в Зеленом зале РИИИ состоялся гастрольный показ «Гамлета» — последнего спектакля легендарной Мастерской Клима при ВОТМ.
Основная конструктивная идея этого огромного (идущего в течение трех дней) спектакля была связана с двумя принципами: «принципом расширения» и «принципом “от”», о котором сам Клим говорил:
Это был такой принцип – «принцип “от”» […] Я понимал, что в этом мире, в этом кристалле, в этой реальности существует евангелие. Для меня эта история была евангелистическая. Например, евангелие от Гамлета, евангелие от Короля, евангелие от Королевы, от Лаэрта, от актеров, от гробовщиков… [Клим 26.09.2008]
С одной стороны, то, о чем говорил Клим, не являлось чем-то принципиально новым. На желании показать историю, описанную в «Гамлете», глазами кого-нибудь из ее «непосредственных участников» (чаще всего — кого-то из второстепенных персонажей) основано множество произведений. Та же пьеса Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Или пьеса Брехта «Убийство в доме привратника».
Но с другой стороны, разница между этими пьесами и спектаклем Клима — огромна. И заключается она, во-первых, как было уже сказано в идее «расширения», связанной не просто с переменой взгляда, а с переменой самого принципа, — со взглядом со всех сторон, с множества точек, среди которых ни одна не представляет «правильного взгляда». Если подыскивать параллель, то эта идея больше всего будет напоминать принцип «кругового обзора» скульптуры (заставляющий зрителя, для того чтобы «видеть» скульптуру, обходить вокруг нее), характерный для маньеризма, в противопоставлении принципу «фиксированной точки обзора» (помещающей зрителя в единственное «правильное» место), характерному для позднего Возрождения. Этот принцип («кругового обзора»), вообще являлся важным для режиссуры Клима. В первую очередь — в буквальном смысле: для мизансценирования и сценографии.
Начиная с первого же спектакля Мастерской (трилогии по Пинтеру) Клим предлагает зрителю покинуть зрительный зал и перебраться на сцену — расположиться на расставленных в кулисах и вдоль задника стульях, сменить привычный ракурс рассмотрения. И это — принципиальный момент.
Формирование «классического», «традиционного» театрального пространства новоевропейского театра в конце XV века связано с открытием перспективы. Первые итальянские театры (организованные по типу театра Палладио), по сути, представляли зрителю основанную на перспективе сложноорганизованную визуальную иллюзию. Но наблюдать эту иллюзию можно было лишь с определенного «фиксированного» места — так называемого «места короля», вокруг которого и выстраивалась вся иерархия придворного «рангового» театра.
В двадцатых годах ХХ века ленинградская театроведческая школа (школа Гвоздева) прямо говорила о противостоянии двух типов театральности — ранговом «придворном» театре и «народном» площадном (находящих предельное воплощение в двух типах организации театрального пространства — «фото-сценической коробке» и «амфитеатре»).
Опубликовано: 25 мая 2015