МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Международная научная конференция «Феномен традиции». Памяти главного научного сотрудника РИИИ Аркадия Иосифовича Климовицкого

Международная научная конференция «Феномен традиции». Памяти главного научного сотрудника РИИИ Аркадия Иосифовича Климовицкого

27 сентября 2025 года исполнится год со дня ухода из жизни Аркадия Иосифовича Климовицкого, главного научного сотрудника РИИИ, проработавшего в стенах института более полувека. В память о выдающемся ученом сектор музыки РИИИ организовал Международную научную конференцию «Феномен традиции», которая прошла в Зеленом зале института с 22 по 24 сентября 2025 года.

В музыкальном воображении Аркадия Иосифовича традиция была не столько понятием, сколько процессом, обусловленным интенсивностью внутреннего слуха, постоянно обнаруживавшего созвучия и рифмы там, где их раньше никто не замечал. Различные, иногда очень сложно связанные нити аналогий, взаимопроницаемость художественных форм позволяли ему не только чувствовать, но и виртуозно подтверждать свои интуиции о том, как новое переживание пушкинского текста привело к рождению нового типа музыкальной драмы («Пиковая дама»), или о том, как отражаются друг в друге симфонические методы Бетховена и Шостаковича. Все это обсуждалось в его круге в те времена, когда Шостакович все еще считался композитором крайне подозрительным и «сложным», а благословенный русский символизм только начинал всплывать из глубин полувекового забвения.

Сохранить по возможности этот дух свободного переживания и осмысления разнообразных художественных связей, рассмотреть феномены исторической «связности», «обусловленности» «традиционности» в их самом широком смысле — это и является целью конференции, посвященной памяти нашего общего учителя.

 

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

ПОНЕДЕЛЬНИК, 22 СЕНТЯБРЯ, ЗЕЛЁНЫЙ ЗАЛ

11.00. Несколько слов об учителе, ученом, коллеге и друге…

Анна Леонидовна Порфирьева, заведующая сектором музыки РИИИ, кандидат искусствоведения

Кира Иосифовна Южак, профессор Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, доктор искусствоведения

Анатолий Павлович Милка, профессор Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, доктор искусствоведения

Иосиф Генрихович Райскин, председатель секции критики и музыкознания петербургского отделения Союза композиторов, главный редактор газеты «Мариинский театр»

Алексей Вениаминович Вульфсон, редактор издательства «Композитор. Санкт-Петербург»

Галина Владимировна Петрова, Ученый секретарь РИИИ, кандидат искусствоведения

Наталья Сергеевна Кардаш (Трайер) (Базель, Швейцария) кандидат искусствоведения, преподаватель музыки.

Тамара Закировна Сквирская, кандидат искусствоведения, член научно-редакционного совета Академического полного собрания сочинений П. И. Чайковского

Анна Александровна Хоменя (Беларусь/Франция) органистка, клавесинистка, педагог школы Saint-Croix в Нейи-сюр-Сен (Париж)

 

13.00. Галина Андреевна Демешко, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки (Новосибирск). — Он был и остается со мной… (Памяти А.И.К.)

13.30. Ольга Васильевна Бочкарева, доктор педагогических наук, доцент кафедры теории и методики музыкально-художественного воспитания Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (Ярославль). — Диалогическая направленность музыковедческого наследия А. И. Климовицкого

14.00–15.00. Перерыв

15.00. Анна Леонидовна Порфирьева, кандидат искусствоведения, заведующая сектором музыки Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). — Феномен традиции во времени и пространстве

15.30. Константин Владимирович Зенкин, доктор искусствоведения, проректор по научной и воспитательной работе Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, профессор, доктор искусствоведения, главный редактор журналов «Научный вестник Московской консерватории» и «Музыкальное искусство Евразии. Традиции и современность» (Москва). — Трансформация шопеновских моделей в Скерцо Брамса ор. 4

16.00. Лариса Валентиновна Кириллина, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания (Москва). — «Торжественная месса» Бетховена в переложениях А. Н. Серова

16.30. Юлия Сергеевна Векслер, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки (Нижний Новгород). — Берг и его русские корреспонденты: еще раз о переписке по поводу «Воццека»

17.00. Василиса Александровна Александрова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора академических музыкальных изданий отдела исполнительских искусств Государственного института искусствознания (Москва). — К истории изучения творчества Мусоргского во Франции: вклад Владимира Фёдорова

17.30. Марина Григорьевна Раку, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, ответственный научный редактор Нового собрания сочинений Д. Д. Шостаковича, заместитель главного редактора журнала «Искусство музыки. Теория и история», музыкальный руководитель Московского театра «Мастерская Петра Фоменко» (Москва). — К вопросу о типологии художественной традиции: рецепция Бетховена как пространство классификации

18.00. Ирина Николаевна Горная, доктор искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции Петрозаводской консерватории им. А. К. Глазунова (Петрозаводск). — Музыкальные созвучия в пространстве творчества А. П. Чехова

 

ВТОРНИК, 23 СЕНТЯБРЯ, ЗЕЛЁНЫЙ ЗАЛ

10.30. Степан Борисович Наумович, кандидат искусствоведения, преподаватель музыки в Свободной Вальдорфской школе Дрездена (Германия). — «Хотелось бы мне на этот день иметь плащ Фауста…»

11.00. Татьяна Вадимовна Букина, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник сектора музыки Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). — Концепт «звучащего тока» в наследии Б. В. Асафьева 1920-х годов и традиция «свободного движения» начала ХХ века

11.30. Ольга Анатольевна Скрынникова, кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории музыки Воронежского государственного института искусств (Воронеж). — «Царская невеста» и «Пиковая дама»: к полемике вокруг Петербургского мифа

12.00. Роман Александрович Насонов, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (Москва). — Смерть героя: бетховенский след в Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича

12.30. Полина Юрьевна Алексеева, аспирантка Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (Москва). — Римская придворная опера и французская tragédie en musique: генетическая преемственность или типологическая общность

13.00. Анастасия Алексеевна Немцова, аспирантка Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (Москва). — Оспаривая Брамса: две песни Вольфа на стихи Мёрике

13.30. Мария Александровна Ладыгина, аспирантка Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (Москва). — Рождественские циклы Бенджамина Бриттена и Джона Тавенера: традиции и новации

14.00–15.00. Перерыв

15.00. Юлия Петровна Медведева, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки (Нижний Новгород). — Опера С. Н. Василенко «Сын Солнца» на перекрестке традиций

15.30. Светлана Ильинична Савенко, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник сектора музыки Государственного института искусствознания, профессор кафедры современной музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (Москва). — Поэзия и проза: о вокальном цикле Эдисона Денисова «Голубая тетрадь»

16.00. Наталия Алексеевна Огаркова, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). — Письма Александра Сергеевича Даргомыжского: к проблеме интерпретации

16.30. Вера Борисовна Валькова, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Российской академии музыки им. Гнесиных, ведущий научный сотрудник сектора истории музыки Государственного института искусствознания (Москва). — «Изгнать из чертогов российской словесности…» (Серебряный век в книге Омри Ронена)

17.00. Лариса Львовна Гервер, доктор искусствоведения, профессор кафедры аналитического музыкознания Академии музыки им. Гнесиных (Москва). — Контрапунктическая разминка в эскизах к фуге Cum Sancto Spiritu из моцартовской Мессы c-moll K. 427

17.30. Роман Эдуардович Берченко, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора академических музыкальных изданий Государственного института искусствознания, заместитель директора радиостанции «Орфей» (Москва). — Римский-Корсаков в работе над оперой Мусоргского «Женитьба». Изменения в области ритма и метра: влияние на драматургию

18.00. Андрей Георгиевич Филонович, музыкальный критик, свободный исследователь (Санкт-Петербург). — «Нетрудно поймать гения за руку»: об интервенциях в музыкальное воображение

 

СРЕДА, 24 СЕНТЯБРЯ, ЗЕЛЁНЫЙ ЗАЛ

11.00. Андрей Александрович Михайлов, доктор исторических наук, сотрудник Научно-исследовательского института военной истории Военной академии Генерального штаба ВС РФ. — Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в период обучение М. П. Мусоргского 1852–1856. «Славная школа» или «Жеребячья академия»

11.30. Татьяна Борисовна Баранова-Монигетти, кандидат искусствоведения, свободный исследователь (Швейцария). — Стравинский и традиции средневековой литургической монодии

12.00. Наталия Александровна Брагинская, доктор искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой истории зарубежной музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). — «Видал ли ты эльфов в полночную тьму?»… Еще об истоках романтической традиции

12.30. Надежда Ивановна Тетерина, кандидат искусствоведения, заведующая сектором академических музыкальных изданий Государственного института искусствознания (Москва). — Музыка «на смерть» и рефлексия музыкознания

13.00. Татьяна Владимировна Цареградская, доктор искусствоведения, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, ведущий научный сотрудник Сектора теории музыки Государственного института искусствознания (Москва). — Оливье Мессиан и его этюд «Ритмические невмы»: в поисках смысла

13.30. Иосиф Генрихович Райскин, председатель секции критики и музыкознания петербургского отделения Союза композиторов, главный редактор газеты «Мариинский театр» (Санкт-Петербург). — Об утерянной традиции загородных концертных залов, в том числе и Сестрорецкого Курзала

14.00–15.00. Перерыв

15.00. Жанна Викторовна Князева, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). — Парижские музыковеды 1940-х годов в адресных записях Жака Гандшина

15.30. Галина Владимировна Петрова, кандидат искусствоведения, Ученый секретарь Российского института истории искусств, старший научный сотрудник сектора музыки (Санкт-Петербург). — «Не потому ли сочинение европейского композитора звучит все-таки очень по-китайски?»

16.00. Елена Борисовна Воробьёва, кандидат искусствоведения, свободный исследователь (Франция). — Юбилей как инструмент конструирования прошлого: столетие Ф-А. Буальдьё

16.30. Матвей Юрьевич Назаров, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Санкт-Петербургского музыкального училища им. М. П. Мусоргского (Санкт-Петербург). — Сонаты для скрипки соло М. Регера и Э. Изаи: диалог с традицией на пути к неоклассицизму

17.00. Виктор Павлович Кадочников, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского (Екатеринбург). — Кантата «Смерть Иисуса»: от Анны Амалии Прусской — Карлу Генриху Грауну

17.30. Георгий Викторович Ковалевский, кандидат искусствоведения, научный сотрудник РИИИ (Санкт-Петербург). — Транскрипции «на двойку», или зачем Мусоргский перекладывал поздние квартеты Бетховена

18.00. Даниил Рустамович Петров, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (Москва). — Еще о парадоксах Чайковского. «Фатум» и его критики

18.30. Марианна Александровна Константинова, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). — В поисках системы: о подготовке к изданию писем А. С. Даргомыжского

19.00. Наталья Семеновна Серёгина, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург); Сотникова Ольга Семеновна, педагог высшей квалификационной категории преподаватель Санкт-Петербургского образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств Красносельского района» (Санкт-Петербург). — Из бесед с А. И. Климовицким: Моцарт Чайковского (к вопросу об интонационном замысле Первой симфонии 1866)

БУКЛЕТ КОНФЕРЕНЦИИ

Оргкомитет конференции:

Анна Леонидовна Порфирьева — porfira@yandex.ru;

Галина Владимировна Петрова — gwmalkina@yandex.ru;

Георгий Викторович Ковалевский — gkovalevskij@yandex.ru


Опубликовано: 22 сентября 2025 / Обновлено: 1 октября 2025