МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Семинар «1849 год: Петербург — Москва, Россия и Европа. Имена и события»

Семинар «1849 год: Петербург — Москва, Россия и Европа. Имена и события»

В рамках «Всемирной недели качества» 11 ноября 2024 года в 14.00 в Белом зале РИИИ состоится семинар «1849 год: Петербург — Москва, Россия и Европа. Имена и события». Семинар станет продолжением открытого в 2022 году в РИИИ цикла, посвященного важным датам в истории европейской и российской культуры. Одна из задач семинара — обозначить значимость российских столиц (Петербурга и Москвы) в мировом культурном процессе как определенного стандарта качества в области культуры: театра, музыки, искусства и архитектуры. В сознании европейцев XVIII–XIX веков Россия, с одной стороны, клондайк, где приезжие артисты и художники могли зарабатывать значительные гонорары (отсюда постоянный поток специалистов из Европы), с другой — место, где можно было осуществлять смелые и амбициозные проекты, на которые выделялись значительные средства. Предстоящий семинар будет посвящен середине XIX века, непростому времени, ознаменованному революционными волнениями. Завершенная в 1849 году статья Карла Маркса «Весна народов» стала одним из символов текущих событий, проходивших в том числе и под знаком национально-освободительных движений. В отличие от Европы, в России в этот год не происходило открытых беспорядков, существующие в общественно-политической жизни противоречия дадут знать о себе позже. Осенью 1849 года выходит важная программная статья Ф. И. Тютчева «Папство и римский вопрос с русской точки зрения». А в марте 1849 года, в связи с восстанием мадьярских мятежников, с просьбой о военной помощи к Николаю I обратился австрийский император Франц Иосиф. Просьба была исполнена, мадьярский мятеж подавлен.

Оперный сезон 1849 года оказался не столь богат на шедевры (из особо значимы премьер — «Луиза Миллер» Дж. Верди и «Пророк» Дж. Мейербера), но обозначил дальнейшее движение в сторону зрелого романтизма. Из крупных утрат 1849 года — кончина в Париже Фредерика Шопена, оставившего ярчайший след во всей романтической культуры. Из-за смерти И. Б. Гросса — талантливого петербургского виолончелиста изменился состав камерных собраний квартетов Вьетана и уровень их исполнения.

В семинаре примут участие научные сотрудники сектора музыки РИИИ А. Л. Порфирьева, Г. В. Петрова, Н. А. Огаркова и Г. В. Ковалевский.


Опубликовано: 11 ноября 2024