МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Выставка «Восточный стиль. Три нереализованных проекта»

Выставка «Восточный стиль. Три нереализованных проекта»

20 сентября в Центре современной культуры «Смена» открылась выставка «Восточный стиль. Три нереализованных проекта».

На выставке представлены три проекта, связанных с Казанью и Татарстаном:

  • непостроенный национальный соцгород ТАССР Моисея Синявера в поселке Дербышки (1944);
  • фрагменты неисполненной «Татарской симфонии» Игоря Миклашевского (1932);
  • неиспользованный фирменный стиль Национальной библиотеки Республики Татарстан Кирилла Благодатских в рамках АНКБ (2020).

Выставка подготовлена Центром современной культуры «Смена» совместно с Галеев-Галереей и Фондом «Галеев-Прометей» при поддержке Фонда «Живой город», Министерства культуры Республики Татарстан и Благотворительного фонда «Татнефть» (куратор: Кирилл Маевский, дизайн: Анна Наумова).

Материалы о Татарской симфонии И. С. Миклашевского предоставлены Российским институтом истории искусств. В 1958 году личный архив композитора был передан в Кабинет рукописей РИИИ женой композитора, Александрой Николаевной Миклашевской (Родзевич). Большая часть сочинений посвящена именно ей. Архив насчитывает более 1000 листов нотных рукописей сочинений крупных и малых форм, среди которых симфонические поэмы «Сизиф» и «Инкарнации», концерт для фортепиано с оркестром, концерт для валторны с оркестром, Татарская симфония, фортепианные сочинения, произведения для джаз-оркестра и др.

На выставке «Восточный стиль. Три нереализованных проекта» представлены страницы рукописи клавира Татарской симфонии, биография композитора, шарж на И. Миклашевского как дирижера («Слово о… об оркестре Игореве, или Новое толкование Скрябина»), аудиозапись фрагментов фортепианной версии Татарской симфонии в исполнении Д. Буччо и др. материалы.

Научными консультантами раздела выставки, посвященного И. С. Миклашевскому, стали кандидат искусствоведения, научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ Ольга Колганова (Санкт-Петербург), а также пианист и исследователь (PhD) Даниэле Буччо (Кремона, Италия).

С 2020 года О. Колганова и Д. Буччо ведут проект «И. С. Миклашевский (1894–1942). Избранные сочинения», включающий в себя исследование и исполнение фортепианных, симфонических, вокальных сочинений композитора. Основным исполнителем музыки И. Миклашевского неизменно выступает Д. Буччо. В проекте популяризации творчества композитора также принимают участие Мартина Жост (фортепиано, Париж), Брюс Матер (Bruce Mather, фортепиано; Монреаль, Канада), Татьяна Ровнер (фортепиано, Москва), Ольга Табачник (фортепиано, Москва), Марина Юрьева (меццо-сопрано, Санкт-Петербург), Александр Пакуев (фортепиано, Санкт-Петербург), Камерный хор КАНТ (дирижер Юлия Штонда, Великие Луки). Одним из знаковых событий на пути популяризации творчества композитора стало исполнение его симфонической поэмы «Сизиф» Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии 4 декабря 2022 года (дирижер В. Альтшулер).

5 октября в 15.00 в Доме-музее Василия Аксенова (Казань) в рамках параллельной программы к выставке «Восточный стиль. Три нереализованных проекта» состоялась лекция-концерт Д. Буччо «Восточные видения Игоря Миклашевского». В концерте в исполнении Д. Буччо прозвучали 13 сочинений Миклашевского на восточные темы, в том числе фортепианная версия Татарской симфонии. Наряду с проведенным 17 июня в Российском институте истории искусств семинаром-концертом из цикла «Избранные сочинения И. С. Миклашевского», лекция-концерт стала еще одним событием 2024 года, посвященным 130-летию со дня рождения композитора.


Опубликовано: 5 октября 2024 / Обновлено: 6 октября 2024