Научная конференция «Михаил Иванович Глинка в культурном ландшафте эпохи» (220-летию композитора посвящается)
В среду, 22 мая, в Зеленом зале Российского института истории искусств состоялась научная конференция «Михаил Иванович Глинка в культурном ландшафте эпохи».
Михаил Иванович Глинка, чье 220-летие отмечается в этом году, несмотря на свой статус «классика» и «отца-основателя» русской национальной школы музыки, по-прежнему остается одной из самых интригующих фигур, вызывая массу вопросов и давая пищу постоянно возобновляющимся дискуссиям. Одна из главных проблем восприятия и оценки глинкинского наследия — проблема соотношения русского и европейского. Значимую часть своей жизни композитор провел за пределами России, являясь поклонником разных видов и национальных музыкальных течений — от современной итальянской оперы до испанских танцев. В Италии, слушая оперы Беллини и Доницетти в их собственной интерпретации с певцами, для которых сочинялись ведущие партии, Глинка открывает подлинное, «из первых рук» искусство бельканто. В Германии он находит необходимым усовершенствовать свое владение контрапунктом у выдающегося теоретика своего времени Зигфрида Дена. Во Франции русский композитор слушает оркестровую музыку Берлиоза, восхищаясь тонкостями и одновременно мощью оркестрового письма своего коллеги. Все это сплавляется в творчестве Глинки в единый узнаваемый стиль, признанный в качестве русской музыкальной классики (подобно тому, как ансамбль Петербурга, сплавивший воедино творения архитекторов разных стран, ко времени Глинки уже превратился в образцовый стиль российской столицы), сразу же покоривший современников и оказавший мощнейшее влияние на композиторов последующего поколения. Очарование раннего романтизма открывается во многих аспектах творчества Глинки, один из них — сочетание разных жанровых «модусов»: от волшебного балета и патетической оратории до салонного романса, от простых вариаций до ученой инструментальной увертюры. В советское время Глинка был исчерпывающе опубликован и исследован с точки зрения «социалистического реализма» и «народности». В результате «Жизнь за царя» в Полном собрании сочинений так и пребывает в виде «Ивана Сусанина» с перетекстовкой С. Городецкого). Советский монументализм содействовал окаменению отношения к наследию композитора, его превращению в помпезный памятник, до сих пор отбрасывающий тень на музыкальное восприятие и профессиональную интерпретацию его сочинений. Очистить Глинку от «бронзового» налета, показать его как живого человека в контексте эпохи и людей, его окружавших, — одна из важных задач конференции.
ПРОГРАММА
12.00–12.30 Анна Леонидовна Порфирьева. — «Руслан» в романтическом театре
12.30–13.00 Наталия Алексеевна Огаркова. — «Иван Сусанин» — «Жизнь за царя»: о названии, посвящении, церемониальной практике
13.00–13.30 Наталья Семеновна Серегина. — Глинка, Пушкин, Грибоедов — «Не пой, волшебница, при мне…»
13.30–14.00 Светлана Константиновна Лащенко. — Глинка знакомый и незнакомый
14.00–15.00 Перерыв
15.00–15.30 Наталья Юрьевна Катонова. — Блестящий дивертисмент на тему «Сомнамбулы» Беллини в контексте культуры grand duo
15.30–16.00 Мария Николаевна Щербакова. — Автографы Глинки в библиотеке Мариинского театра
16.00–16.30 Галина Владимировна Петрова. — Глинка о Бетховене: общее, особое, исключительное
16.30–17.00 Георгий Викторович Ковалевский. — Глинка и бетховенский путь к симфонии: размышления над Полным собранием сочинений
17.00–17.30 Сергей Владимирович Фролов. — Еще раз о роли одного мотива в опере Глинки «Жизнь за царя»
Опубликовано: 22 мая 2024 / Обновлено: 3 июня 2024