МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Научная конференция «Михаил Иванович Глинка в культурном ландшафте эпохи» (220-летию композитора посвящается)

Научная конференция «Михаил Иванович Глинка в культурном ландшафте эпохи» (220-летию композитора посвящается)

В среду, 22 мая, в 12.00 в Зеленом зале Российского института истории искусств состоится научная конференция «Михаил Иванович Глинка в культурном ландшафте эпохи».

Михаил Иванович Глинка, чье 220-летие отмечается в этом году, несмотря на свой статус «классика» и «отца-основателя» русской национальной школы музыки, по-прежнему остается одной из самых интригующих фигур, вызывая массу вопросов и давая пищу постоянно возобновляющимся дискуссиям. Одна из главных проблем восприятия и оценки глинкинского наследия — проблема соотношения русского и европейского. Значимую часть своей жизни композитор провел за пределами России, являясь поклонником разных видов и национальных музыкальных течений — от современной итальянской оперы до испанских танцев. В Италии, слушая оперы Беллини и Доницетти в их собственной интерпретации с певцами, для которых сочинялись ведущие партии, Глинка открывает подлинное, «из первых рук» искусство бельканто. В Германии он находит необходимым усовершенствовать свое владение контрапунктом у выдающегося теоретика своего времени Зигфрида Дена. Во Франции русский композитор слушает оркестровую музыку Берлиоза, восхищаясь тонкостями и одновременно мощью оркестрового письма своего коллеги. Все это сплавляется в творчестве Глинки в единый узнаваемый стиль, признанный в качестве русской музыкальной классики (подобно тому, как ансамбль Петербурга, сплавивший воедино творения архитекторов разных стран, ко времени Глинки уже превратился в образцовый стиль российской столицы), сразу же покоривший современников и оказавший мощнейшее влияние на композиторов последующего поколения. Очарование раннего романтизма открывается во многих аспектах творчества Глинки, один из них — сочетание разных жанровых «модусов»: от волшебного балета и патетической оратории до салонного романса, от простых вариаций до ученой инструментальной увертюры. В советское время Глинка был исчерпывающе опубликован и исследован с точки зрения «социалистического реализма» и «народности». В результате «Жизнь за царя» в Полном собрании сочинений так и пребывает в виде «Ивана Сусанина» с перетекстовкой С. Городецкого). Советский монументализм содействовал окаменению отношения к наследию композитора, его превращению в помпезный памятник, до сих пор отбрасывающий тень на музыкальное восприятие и профессиональную интерпретацию его сочинений. Очистить Глинку от «бронзового» налета, показать его как живого человека в контексте эпохи и людей, его окружавших, — одна из важных задач предстоящей конференции.

Расписание конференции:

12.00 — 12.30 Анна Леонидовна Порфирьева. «Руслан» в романтическом театре

12.30 — 13.00 Наталия Алексеевна Огаркова. «Иван Сусанин» – «Жизнь за царя»: о названии, посвящении, церемониальной практике

13.00 — 13.30 Наталья Семеновна Серегина. Глинка, Пушкин, Грибоедов – «Не пой, волшебница, при мне…»

13.30 — 14.00 Светлана Константиновна Лащенко. Глинка знакомый и незнакомый

14.00 — 15.00 Перерыв

15.00 — 15.30 Наталья Юрьевна Катонова. Блестящий дивертисмент на тему «Сомнамбулы» Беллини в контексте культуры grand duo

15.30 — 16.00 Мария Николаевна Щербакова. Автографы Глинки в библиотеке Мариинского театра

16.00 — 16.30 Галина Владимировна Петрова. Глинка о Бетховене: общее, особое, исключительное

16.30 — 17.00 Георгий Викторович Ковалевский. Глинка и бетховенский путь к симфонии: размышления над Полным собранием сочинений

17.00 — 17.30 Сергей Владимирович Фролов. Еще раз о роли одного мотива в опере Глинки «Жизнь за царя».

 

 


Опубликовано: 22 мая 2024