МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Научная конференция «Психологический портрет как феномен. К 200-летию портретов сумасшедших Теодора Жерико (1821–1824)»

Научная конференция «Психологический портрет как феномен. К 200-летию портретов сумасшедших Теодора Жерико (1821–1824)»

В среду, 24 марта, сектор изобразительных искусств и архитектуры РИИИ провел научную конференцию «Психологический портрет как феномен. К 200-летию портретов сумасшедших Теодора Жерико (1821–1824)» (цикл «Зубовские чтения»).

Психология и искусствознание принадлежат к числу тех гуманитарных дисциплин, чья серьезность наиболее часто подвергается сомнению строгими науками. Слишком запутан, парадоксален, труден в систематизации материал, с которым эти дисциплины работают. В случае с психологическим портретом искусствознание и психология вынужденно сливаются вместе, и сложность удваивается. Тем не менее феномен психологического портрета существует, и это та универсальная художественная ценность, без знакомства с которой глубокое понимание искусства (как старого, так и отчасти нового) невозможно. Конференция, которую провел сектор изобразительных искусств и архитектуры РИИИ (Зубовского), обращена к актуальной проблематике психологического портрета. Она приурочена к юбилею серии портретов душевнобольных Теодора Жерико. Эти портреты были выполнены по заказу врача-психиатра, чтобы служить наглядными пособиями, но как произведения искусства они утратили свою узкую функциональность, став шедеврами жанра. Художник не занимается диагнозами, он пишет портрет, и в этом смысле вопрос, станет ли портрет психологическим, зависит не от того, каково душевное здоровье портретируемого, а от того, какие задачи этот художник перед собой ставит.

ПРОГРАММА

Иван Саблин. Вокруг Жерико

Нигина Тулабаева. Портреты душевнобольных Теодора Жерико в психотерапевтической практике

Александр Королев. Портреты душевнобольных Жерико и проблема психологического портрета

Иван Костин. Пунин, Жерико и «проблема картины»: место Теодора Жерико в концепции истории искусства Николая Пунина

Иван Чечот. Почему Крамской, мастер психологического портрета, отдавал предпочтение Гольбейну Младшему перед Альбрехтом Дюрером. О различии «экспансивно-выразительного» и «психологического» портрета

Алексей Бобриков. Постромантизм, банальность зла и проблема психологического портрета в ХХ веке

Лана Иванова. Психологический портрет после Фрейда: Лучиано Гарбати

 

Конференция прошла в онлайн формате на платформе Zoom.

 


Опубликовано: 24 марта 2021 / Обновлено: 30 марта 2021