Научная конференция «Психологический портрет как феномен. К 200-летию портретов сумасшедших Теодора Жерико (1821–1824)»
В среду, 24 марта, сектор изобразительных искусств и архитектуры РИИИ провел научную конференцию «Психологический портрет как феномен. К 200-летию портретов сумасшедших Теодора Жерико (1821–1824)» (цикл «Зубовские чтения»).
Психология и искусствознание принадлежат к числу тех гуманитарных дисциплин, чья серьезность наиболее часто подвергается сомнению строгими науками. Слишком запутан, парадоксален, труден в систематизации материал, с которым эти дисциплины работают. В случае с психологическим портретом искусствознание и психология вынужденно сливаются вместе, и сложность удваивается. Тем не менее феномен психологического портрета существует, и это та универсальная художественная ценность, без знакомства с которой глубокое понимание искусства (как старого, так и отчасти нового) невозможно. Конференция, которую провел сектор изобразительных искусств и архитектуры РИИИ (Зубовского), обращена к актуальной проблематике психологического портрета. Она приурочена к юбилею серии портретов душевнобольных Теодора Жерико. Эти портреты были выполнены по заказу врача-психиатра, чтобы служить наглядными пособиями, но как произведения искусства они утратили свою узкую функциональность, став шедеврами жанра. Художник не занимается диагнозами, он пишет портрет, и в этом смысле вопрос, станет ли портрет психологическим, зависит не от того, каково душевное здоровье портретируемого, а от того, какие задачи этот художник перед собой ставит.
ПРОГРАММА
Иван Саблин. Вокруг Жерико
Нигина Тулабаева. Портреты душевнобольных Теодора Жерико в психотерапевтической практике
Александр Королев. Портреты душевнобольных Жерико и проблема психологического портрета
Иван Костин. Пунин, Жерико и «проблема картины»: место Теодора Жерико в концепции истории искусства Николая Пунина
Иван Чечот. Почему Крамской, мастер психологического портрета, отдавал предпочтение Гольбейну Младшему перед Альбрехтом Дюрером. О различии «экспансивно-выразительного» и «психологического» портрета
Алексей Бобриков. Постромантизм, банальность зла и проблема психологического портрета в ХХ веке
Лана Иванова. Психологический портрет после Фрейда: Лучиано Гарбати
Конференция прошла в онлайн формате на платформе Zoom.
Опубликовано: 24 марта 2021 / Обновлено: 30 марта 2021