МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Проект Филиала Датского института культуры в Российской Федерации при поддержке Российского института истории искусств

Проект Филиала Датского института культуры в Российской Федерации при поддержке Российского института истории искусств

27 декабря в РИИИ состоялся музыкальный спектакль — театральная фантазия «Страсти по девочке со спичками» (по оратории Дэвида Лэнга «The little match girl passion» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Девочка со спичками»).

Посвящается девочке со спичками и ее бабушке — всем бывшим, настоящим и будущим девочкам и бабушкам.

Музыка и текст оратории написаны Дэвидом Лэнгом, современным американским композитором в 2007 году по знаменитой трагической сказке Андерсена. Как пишет сам Лэнг, он прочитал эту сказку совсем не так, как принято было ее трактовать. Он увидел в этой сказке христианский жизнеутверждающий мотив. Поэтому его оратория перекликается со «Страстями по Матфею» Баха, хотя прямой отсылки к самой музыке Баха у Лэнга нет. Только слово passion (страсти) отзвуком переносит нас к церковному хоровому пению.

Сама же сказка Андерсена отличается от самых известных его сказок тем, что в ней отсутствует какое-либо волшебное или магическое начало. Она пронизана реалистичностью, похожа на притчу, даже на христианскую легенду. Даже можно подумать, а не принесла ли девочка себя в жертву сознательно. Но нет, перечитывая сказку, становится очевидным, что в этом небольшом произведении скрыт один из важных для писателя мотивов — христианского благочиния.

Девочка брошена родителями, миром на произвол судьбы. Она покорна чужой воле. Она должна продать спички, чтобы вернуться домой, но никто в канун Рождества и Нового года в спичках не нуждается. Все сумели их приобрести заблаговременно и сейчас спешат в свои дома на праздник. Маленькую девочку, нищенку, никто не замечает. И тогда она решает пойти против воли жестокого отца. Она пытается согреться. Зажигая по очереди спички, она только тратит их, пламя от одной спички не может согреть никого. И только ее решительное действие — зажечь все спички разом — помогает ей выйти за пределы этого жестокого мира. Каждый раз зажигая спичку, девочка видит сон наяву. Каждый раз она хочет остановить этот миг, но пламя гаснет, и тогда она решает зажечь все спички. Так ей удалось увидеть ту, которая была для нее самым большим счастьем. Она увидела свою бабушку, которой уже не было в живых.

Вообще тема жестоких родителей, но любящих друг друга бабушек и внуков у Андерсена очень русская. И кажется, что в трудную минуту мы все обращаемся мыслями к нашим дорогим бабушкам и дедушкам. Они для нас герои, они стали легендами. Их колыбельные звучат в наших сердцах. Безусловная любовь. Любовь Богоматери к своим детям…

Вокальное исполнение оратории ведет квартет и его дополняет фортепианная линия. Актеры в масках и накидках воплощают сюжетную линию оратории, подчеркивая тесную связь музыкального и литературного произведений.

Ольга Миловидова

Постановка спектакля осуществлена в рамках театральной лаборатории, которая позволила создать атмосферу творческой полифонии с рефлексией на личный переживаемый каждым участником проекта опыт — потерю близкого человека, преодоление страха и одиночества, обретение надежды и веры.

После спектакля прошла встреча с создателями и участниками.


Опубликовано: 27 декабря 2019