МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > 2, 3, 4, 5 декабря. VIII Международный инструментоведческий конгресс «БЛАГОДАТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»

2, 3, 4, 5 декабря. VIII Международный инструментоведческий конгресс «БЛАГОДАТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»

Министерство культуры Российской Федерации

РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ИСТОРИИ ИСКУССТВ

(Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д. 5)

Зеленый зал

2-5 декабря 2013 года

VIII Международный инструментоведческий конгресс

«Благодатовские чтения»

Со 2 по 5 декабря в Российском институте истории искусств состоится масштабный форум – VIII Международный инструментоведческий конгресс «Благодатовские чтения». Он будет посвящен широкому кругу актуальных проблем современной органологии – науки о музыкальных инструментах и инструментальной музыке. В конгрессе примет участие более 60-ти ученых из разных городов России (Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Великого Новгорода, Москвы, Казани, Екатеринбурга, Саратова, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Томска и др.) и стран мира (Украины, Беларуси, Таджикистана, Эстонии, Германии, Австрии, Великобритании, Китая, США).

В этом году исполняется 20 лет со времени проведения в 1993 году первой инструментоведческой конференции сериала «Благодатовские чтения». Первая конференция сразу заявила о себе как авторитетнейший научный форум, собрав крупнейших ученых-инструментоведов из разных стран: в его работе приняли заведующий Фонограмархивом Польской АН П.Даалиг, главный эксперт Института памятников материальной культуры Д.Поплавска (Польша), профессор Т.Лейсио (Финляндия), Б.Шароши (Венгрия), И.Тынурист (Эстония) и другие.

На протяжении всех этих лет форум возглавляет выдающийся петербургский инструментовед и композитор, глава петербургской инструментоведческой школы,  доктор искусствоведения, академик РАЕН, профессор,  заслуженный деятель искусств Украины и Польши Игорь Мациевский. По его утверждению, «мировая инструментальная музыкальная культура, коренящаяся в глубинах духовности, плодоносит вот уже многие тысячелетия своего становления и развития, обладая высочайшими нравственными и эстетическими достоинствами, развитым профессионализмом, традиционными исполнительскими школами, яркими творческими индивидуальностями и великолепными художественными полотнами… Без знания этой составляющей нельзя осмыслить мировую музыкальную культуру как целое».

Среди основных направлений конгресса – академическое инструментоведение и этноинструментоведение, музыкальная акустика,  теория и история исполнительства, музыкальная литургика, музыкальная археология, кампанология, светомузыкальные инструменты, современные аудио-визуальные технологии в музыке и искусствознании. Одна из тем, которой будет уделено внимание – тема «прощания» в мировой музыкальной культуре.

 Расписание работы конгресса:

2 декабря с 11 часов до 15 часов (открытие в 11 часов)

3-4 декабря с 10 до 15 часов,

5 декабря с 11 до 13 часов.

 

ПРОГРАММА

2 декабря, понедельник

Зеленый зал

10.30 – Регистрация участников

11.00 – Открытие конгресса

Валерий Александрович Свободов, д-р искусствоведения, зам. председателя секции Исторического музыкознания Санкт-Петербургского союза ученых

Вступительное слово

 

11.15 – 12.30 Утреннее заседание

Ведущая: И.А. Чудинова

Тема «прощания» в мировой музыкальной культуре

Игорь Владимирович Мациевский, д-р иск., проф., зав. сектором инструментоведения РИИИ, академик РАЕН, Засл. деятель искусств Украины и Польши (Санкт-Петербург)

Роман Зелинский

Лариса Дмитриевна Благовещенская, канд. иск. (Новосибирск)

Тема «прощания» в композиции перезвонов (стендовый доклад)

Елена Борисовна Воробьева канд. иск., ст. научный сотрудник сектора музыки, ученый секретарь РИИИ (Санкт-Петербург)

«Долгая рождественская трапеза» П.Хиндемита: прощание с жанром оперы?

Ольга Вячеславовна Никифорова, асп., преподаватель Петрозаводской консерватории Петрозаводской государственной консерватории (Петрозаводск).

Символика прощания в цикле Д. Смирнова «Среди звезд»

Татьяна Юрьевна Терехова, студ. Уральского музыкального колледжа при Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского (Екатеринбург)

От Страдивари к «Ивану Великому». Портреты скрипок уральского мастера. Светлой памяти Владимира Михайловича Терехова (1931–2010 гг.)

Проблемы этноорганологии

Виолетта Николаевна Юнусова, д-р иск., проф. кафедры истории зарубежной музыки МГК имени П.И.Чайковского, Александр Витальевич Харуто, канд. техн. наук, доцент, зав. кафедрой музыкально-информационных технологий МГК имени П.М.Чайковского (Москва)

Традиционный музыкант в зеркале компьютерного анализа

 12.30-13.00 Кофе-брейк

 13.00-15.00 Дневное заседание

Ведущий: Ю.Е. Бойко

Проблемы этноорганологии

Александр Вадимович Ромодин, канд. иск., исполняющий обязанности заведующего сектором фольклора РИИИ (Санкт-Петербург)

Магия народных музыкантов: практика, образы, способы воздействия

Айшат Ахмедовна Гаджиева, хранитель коллекции музыкальных инструментов, научный сотрудник высшей категории Отдела специализированного хранения «Российского этнографического музея» (Санкт-Петербург)

К проблеме атрибуции хроматических труб из собрания Российского этнографического музея

Виктор Андреевич Шостак, зав. отделом народного искусства и этнографии Закарпатского областного краеведческого музея (Ужгород, Украина)

Народные музыкальные инструменты румын Закарпатья: морфология культуры

Ирина Ярославовна Зинкив, канд. иск., профессор кафедры теории музыки Львовской национальной музыкальной академии им. Н.В. Лысенко (Львов, Украина)

Хордофоны-гибриды эпохи барокко и проблема бандурных приструнков

Надежда Геннадиевна Гануделёва, канд. иск., директор Бориспольской детской музыкальной школы (Борисполь, Украина)

Отражение функции музыкального инструмента в народной терминологии (на примере карпатской трембиты) (стендовый доклад)

Владимир Христович Берберов, художественный руководитель Фольклорного ансамбля «Лiцвiны» (Минск, Республика Беларусь)

Маццянка – малоизученный вид белорусской дуды

Тимофей Николаевич Полунин, реставратор масляной живописи Национального художественного музея Республики Беларусь, студент четвертого курса Белорусского государственного университета культуры и искусств (Минск, Республика Беларусь)

К проблеме изготовления белорусской традиционной долблёной скрипки

Галина Валентиновна Тавлай, канд. иск., ст. научный сотрудник сектора фольклора РИИИ (Санкт-Петербург)

Постановка исполнительского аппарата и артикуляция у народных белорусских скрипачей

15.00-16.00 — Обед

16.00-21.00 Лекции, мастер-классы и концерт по проекту «Архаика – Авангард»

 

3 декабря, вторник

Зеленый зал

 10.00 – 12.40 Утреннее заседание

Ведущая: Д.А. Булатова

Проблемы этноорганологии

Маргарита Николаевна Тимофеева, преподаватель Новгородского областного колледжа искусств им. С.В. Рахманинова, асп. сектора инструментоведения РИИИ (Великий Новгород)

Об инструментализме и скоморошьих мотивах в песнях из сборников М.А. Балакирева

Юрий Евгеньевич Бойко, канд. иск., ст. научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург)

Русская народная инструментальная музыка: между Востоком и Западом

Ульрих Моргенштерн, PhD (Вена, Австрия)

«Официальная народность» в историческом инструментоведении советского периода

Мария Ивановна Парфёнова, соискатель кафедры этномузыкологии в Санкт-Петербургской государственной консерватории (Санкт-Петербург)

Ударные музыкальные инструменты пастухов Вологодской области: функционирование, классификация, органологическое описание

Василий Станиславович Иванов, асп. сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург)

Новгородско-тверская разновидность петербургской гармоники

Валерий Иванович Яковлев, д-р. ист. наук, зав. кафедрой теории и истории исполнительского искусства Казанской государственной консерватории (академии) (Казань, Республика Татарстан)

Роль музейного этноинструментоведения в изучении культуры народов России (на материале Национального музея Республики Татарстан)

Динара Айдаровна Булатова, канд. иск., ст. научн. сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург)

Особенности исполнительства на смычковых инструментах типа кобуза

Надежда Викторовна Александрова, младш. научн. сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург)

Музыкальные инструменты в обрядах жизненного цикла удмуртов

12.40-13.00 Кофе-брейк

13.00-15.00 Дневное заседание

Ведущая: Н.В.Александрова

Валентина Ильинична Моисеева, асп. кафедры музыки финно-угорских народов Петрозаводской государственной консерватории (Петрозаводск, Республика Карелия)

Антология финских и карельских песенных мелодий в «Руководстве по игре на кантеле» Элиаса Лённрота

Гулджахон Юссуфи, канд. иск., доцент кафедры музыки Вильяндийской Академии Культуры Тартуского Университета (Вильянди, Эстония)

Строй эстонского каннеля в интерпретации Йоханнеса Розенстрауха

Любовь Валентиновна Плющай, асп. сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург)

Символика чисел и геометрических фигур в традиционных танцах Ленинградской области и Карелии

Евгения Владимировна Хаздан, канд. иск., слушатель годичной программы повышения квалификации Межфакультетского центра «Петербургская иудаика» (Санкт-Петербург)

Знаки вокруг текста: интонационный аспект чтения Торы

Татьяна Викторовна Карташова, д-р. иск., зав. кафедрой теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории (Саратов)

Инструментальная традиция в системе музыкальной культуры Северной Индии (стендовый доклад)

Дмитрий Иванович Варламов, д-р искусствоведения, зав. кафедрой истории и теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики Саратовской государственной консерватории (академии) (Саратов)

Народные музыкальные инструменты в структуре современного образования: проблемы академизации

Ксения Сергеевна Евсеева, асп. сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург)

Об основных направлениях развития инструментальных ансамблей русско-андреевской традиции рубежа ХХ–ХХI веков

Jonathan Johnston, Roanoke Chowan Community College [music Instructor], St. Thomas’ Episcopal Church Choir Director [pianist, violinist] (Ахоски, США)

The Balalaika as a Symbol of Russian Identity: America’s Appetite for Soviet Folklore (стендовый доклад)

Иван Александрович Амолин, асп. сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург)

Опыт реконструкции исполнительства на домре начала XX века

 15.20-16.00 Обед

16.00-20.30 Лекции и мастер-классы по проекту «Архаика – Авангард»

 

4 декабря, среда

Зеленый зал

10.00 – 12.40 Утреннее заседание

Ведущие: В.М. Радченков, О.В. Колганова

История академической инструментальной культуры и современность

Владимир Михайлович Радченков, асп. сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург)

В похвалу фламандскому клавесину

Наталья Вадимовна Калентьева, асп. сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург)

Традиция исторически ориентированных концертов в соборе Святой Екатерины: репертуар, инструментарий, манера исполнения

Валерия Николаевна Дарда, альтистка, лауреат международного конкурса (Санкт-Петербург)

Становление музыкальной парадигмы в творчестве композиторов Мангеймской школы

Ричард Оверилл, PhD, доцент кафедры информатики Королевского Колледжа (Лондон, Великобритания), Екатерина Анатольевна Лихина, студ. Консерватории Страсбурга (Франция)

Роль микрохроматических органов в музыке Италии эпохи Возрождения

Павел Николаевич Кравчун, канд. физ.-мат. наук, доц. кафедры акустики МГУ, главный смотритель органов Московского международного дома музыки (Москва)

Новый орган Большого театра в Москве и его «предшественники»

Владислав Олегович Петров, канд. иск., доц. кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории (академии), (Астрахань)

Основные жанровые признаки инструментального театра (стендовый доклад)

Алиса Анатольевна Тимошенко, канд. иск., ст. научн. сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург)

Микрохроматические опыты и инструментарий Г.Парча

Ирина Владимировна Вискова, канд. иск., доц. кафедры теории музыки Московской государственной консерватории (Москва)

Духовные песни Хенрика Миколая Гурецкого (Традиции полифонического письма в партитуре «Симфонии печальных песен»)

Ольга Александровна Щербатова, канд. иск., преподаватель кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Нижегородской государственной консерватории (академии) (Нижний Новгород)

Сонорно-композиционные метаморфозы в фортепианных сочинениях Слонимского и Губайдулиной

Анастасия Николаевна Тимофеева, асп. Hochschule für Musik «Hanns Eisler» Berlin (Берлин, Германия)

Типология поэтических текстов в романсах С. В. Рахманинова (на подступах к анализу фактурного мышления композитора)

12.40 – 13.00 Кофе-брейк

13.00-15.00 Дневное заседание

Ведущие: А.Б. Никаноров, О.В. Колганова

Цюй Ва, преподаватель кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки, соиск. кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории (Чжанчжоу, провинция Фуцзянь, Китай; Нижний Новгород, Россия)

Трактовка фортепиано в сочинениях современного китайского композитора Чу Ванхуа

Анна Борисовна Тихомирова, преподаватель Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского, асп. сектора инструментоведения РИИИ (Екатеринбург)

К вопросу органологического исследования оркестровой фактуры. На примере анализа симфоний Авета Тертеряна

Анна Викторовна Поликарпова, солистка Хоровой капеллы Томского гос. университета (Томск)

Некоторые вокально-методические вопросы работы певца над ролями второго плана в опере (стендовый доклад)

Мурат Эшанкулов, ст. преподаватель кафедры инструменталистов Таджикской национальной консерватории им. Т. Сатторова (Душанбе, Таджикистан)

Творческое наследие Шохназара Сахибова

Кампанология

Анна Николаевна Гусева, д-р. иск., ст. научный сотрудник Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва), Мария Александровна Иванова, канд. ист. наук, начальник информационного отдела Московского колокольного центра (Москва)

Взаимосвязь церковного звона и Богослужения в контексте монастырских уставов XVI–XVII вв. (К постановке проблемы)

Александр Борисович Никаноров, канд. иск., ст. научн. сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург)

Историография российской кампанологии: (1990-е – нач. 2000-х годов)

Кирилл Олегович Гуреев, студ. Петрозаводской государственной консерватории, звонарь при Историко-архитектурном и этнографическом музее-заповеднике «Кижи» (Петрозаводск, Республика Карелия)

О внецерковном колокольном звоне (на примере искусства звонарей государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи»)

15.00 – 16.00 Обед

16.00-20.30 Лекции, мастер-классы и концерт по проекту «Архаика – Авангард»

 5 декабря, четверг

БЕЛЫЙ ЗАЛ

11.00 – 13.00 Утреннее заседание

Ведущая: А.С. Алпатова

Инструментарий звуковой среды

Алексей Михайлович Косых, асп. сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург)

О принципах функционального членения звуковой среды средневекового города: I. Принцип неоднородности

Марина Адольфовна Сень, мл. научн. сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург)

Звуки промышленной революции: заводской гудок и «Гудковая симфония» Арсения Авраамова

Екатерина Михайловна Коровина, канд. культурологии, доцент Екатеринбургской академии современного искусства (Екатеринбург)

Звуковой дизайн как приоритетное направление в современной музыкальной культуре

Гдалий Игоревич Гармиза, научн. сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург)

Фонографические средства звукописи: к вопросу о систематизации (стендовый доклад)

Christoph Anzenbacher, асп. Института музыкологии Венского Университета (Вена, Австрия), Christoph Reuter, PhD, профессор Института музыкологии Венского университета (Вена, Австрия), Michael Oehler, PhD, профессор Университета Макромедиа и коммуникаций (Кельн, Германия)

Audio Logo Perception in Everyday Situations (стендовый доклад)

Алехандро Контрерас Кооб, ст. преподаватель Санкт-Петербургского гос. университета (Мехико, Мексика; Санкт-Петербург, Россия)

Интерфейсы ранних электронных инструментов (стендовый доклад)

Валерия Ефимовна Недлина, ст. преподаватель кафедры музыковедения Казахской национальной консерватории им. Курмангазы (Алматы, Республика Казахстан)

Электродомбра и другие эксперименты в казахском инструментостроении: в поисках утраченных смыслов (стендовый доклад)

Музыкальная археология

Ангелина Сергеевна Алпатова, канд. искусствоведения, зав. кафедрой социологии и политологии Института государственного управления, права и инновационных технологий (Москва)

Сказ о мертвой и ожившей музыке: экспериментальная музыкальная археология сегодня

Ольга Григорьевна Олейник, канд. иск., доцент кафедры струнно-смычковых инструментов Львовской национальной музыкальной академии им. Н.В. Лысенко (Львов, Украина)

К вопросу реконструкции и типологии мембранофонов Трипольской цивилизации эпохи энеолита

Ирина Ивановна Вдовиченко, канд. ист. наук, директор Музея истории города Симферополя (Симферополь, Украина), Вячеслав Игоревич Баранов, мл. научный сотрудник Института археологии Национальной Академии наук Украины (Киев, Украина)

Музыка в средневековом Крыму. Исторические источники и археологические находки

Владимир Иванович Лисовой, доцент кафедры теории и истории музыки Российской государственной специализированной академии искусств (Москва)

Музыкальный инструментарий индейцев майя в музеях Гватемалы

13.00 – 14.00 Обед

14.00 – 18.00 Лекции и мастер-классы по проекту «Архаика – Авангард»


Опубликовано: 2 декабря 2013